Добро пожаловать! Если вы хотите успешно сдать ЕГЭ – то вы попали куда надо. Для полноценной подготовки к экзамену egedb.ru предлагает вам: прохождение тестов ЕГЭ по многим предметам с последующим анализом результатов, прорешивание задач определенного типа или на определенные темы, познакомится с процедурой проведения ЕГЭ и многое другое!
Хотите узнать больше о бланках, предоставляемых на экзамене и потренироваться в их заполнении? Всё просто! Наш сайт предлагает потренироваться на электронных копиях блаков – такие тренировки безусловно принесут свои плоды и помогут не допустить ошибок при заполнении.
Вам нужна статистика вашей подготовки на сайте? Войдите в личный кабинет при помощи своей учетной записи в социальной сети «В Контакте» и получите такую возможность. Или может быть вы хотите помочь развитию сайта? При повышенной активности на сайте вы можете быть повышены до уровня модератора и добавлять свои задания на сайт!


Главная

Тесты

Русский язык
Математика
Информатика
Физика
Биология
География
Обществознание
История

Задачи

Русский язык
Математика
Информатика
Физика
Биология
География
Обществознание
История

Как решить

Полезности

Статьи

Новости

Гостевая

Ссылки

Поиск

Вход



Онлайн тестирование в формате ЕГЭ по предмету Русский язык 2013 год. Вариант №5


Инструкция к выполнению

Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает 30 заданий (А1–А30). К каждому из них даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 8 заданий (В1–В8). Ответы к этим заданиям Вы должны сформулировать самостоятельно.
Часть 3 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
Желаем успеха!

Тест

Тип

Задание

A1

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
  1. опОшлить
  2. пОвестей
  3. Оптовый
  4. нАчался

A2

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
  1. Митрофанушка из известной комедии Д.Фонвизина «Недоросль», по признанию некоторых его учителей, — полный НЕВЕЖДА.
  2. Несколько ДЮЖИХ казаков связали офицера верёвками.
  3. В запушённые ИЗМОРОСЬЮ окна проникал розовый студёный свет.
  4. За коренным населением Америки осталось название «ИНДЕЙЦЫ».

A3

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
  1. пара носков
  2. несколько кухонь
  3. о семиста семьдесят девяти рублях
  4. класть на стол

A4

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Быстро проплыв мимо острова,
  1. погода испортилась.
  2. лодке понабился ремонт.
  3. открывается великолепный вид на залив.
  4. рыбак решил возвращаться.

A5

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
  1. В советском сериале Т. Лиозновой «Семнадцати мгновениях весны» заняты талантливые актёры кино и театра.
  2. Все, кто слышал радиодиктора Юрия Левитана, поражались его великолепному голосу.
  3. Не только соседи по подъезду, но и все жители этого многоквартирного дома подписали письмо с требованием провести капитальный ремонт кровли.
  4. Было заявлено, что собрание состоится на следующей неделе и что необходимо подготовить выступления.

A6

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  1. За окном в ночных потёмках шумела буря, которой обыкновенно природа разражается перед грозой.
  2. Спокойный вид проводника, который шёл по улице без опаски, успокоил нас окончательно.
  3. И вот с разведки возвратились казаки, которые видели много звериных следов.
  4. Невдалеке стояла женщина, которая утром приходила в наш дом.

A7

(1)... (2)В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая называется языком литературным. (З)Литературный язык есть тот же народный русский язык, только обработанный мастерами, то есть учёными, выдающимися писателями, авторитетными работниками СМИ, другими образцовыми носителями языка. (4)... в литературном языке произношение слов, выбор места ударения в них, употребление грамматических форм подчиняются определённым правилам, или нормам.


Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1)в этом тексте?
  1. В современной России русский язык в школе изучается с 1 класса.
  2. Широко известны яркие и проникновенные высказывания М.В. Ломоносова о русском языке.
  3. Русский язык — это национальный язык русского народа, язык межнационального общения народов России.
  4. Школьный курс русского языка рассчитан на 11 лет обучения.

A8

(1)... (2)В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая называется языком литературным. (З)Литературный язык есть тот же народный русский язык, только обработанный мастерами, то есть учёными, выдающимися писателями, авторитетными работниками СМИ, другими образцовыми носителями языка. (4)... в литературном языке произношение слов, выбор места ударения в них, употребление грамматических форм подчиняются определённым правилам, или нормам.


Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом (4) предложении?
  1. Вероятно,
  2. Поэтому
  3. Нет,
  4. Несмотря на это,

A9

(1)... (2)В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая называется языком литературным. (З)Литературный язык есть тот же народный русский язык, только обработанный мастерами, то есть учёными, выдающимися писателями, авторитетными работниками СМИ, другими образцовыми носителями языка. (4)... в литературном языке произношение слов, выбор места ударения в них, употребление грамматических форм подчиняются определённым правилам, или нормам.


Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой во втором (2) предложении текста или в одной из частей этого предложения?
  1. выделяется часть
  2. часть называется
  3. часть выделяется, называется
  4. которая выделяется

A10

(1)... (2)В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая называется языком литературным. (З)Литературный язык есть тот же народный русский язык, только обработанный мастерами, то есть учёными, выдающимися писателями, авторитетными работниками СМИ, другими образцовыми носителями языка. (4)... в литературном языке произношение слов, выбор места ударения в них, употребление грамматических форм подчиняются определённым правилам, или нормам.


Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
  1. сложное бессоюзное
  2. сложноподчинённое
  3. простое осложнённое
  4. сложносочинённое

A11

(1)... (2)В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая называется языком литературным. (З)Литературный язык есть тот же народный русский язык, только обработанный мастерами, то есть учёными, выдающимися писателями, авторитетными работниками СМИ, другими образцовыми носителями языка. (4)... в литературном языке произношение слов, выбор места ударения в них, употребление грамматических форм подчиняются определённым правилам, или нормам.


Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОБРАБОТАННЫЙ в третьем (3) предложении текста.
  1. полное прилагательное
  2. действительное причастие
  3. деепричастие
  4. страдательное причастие

A12

(1)... (2)В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая называется языком литературным. (З)Литературный язык есть тот же народный русский язык, только обработанный мастерами, то есть учёными, выдающимися писателями, авторитетными работниками СМИ, другими образцовыми носителями языка. (4)... в литературном языке произношение слов, выбор места ударения в них, употребление грамматических форм подчиняются определённым правилам, или нормам.


Укажите значение слова ЯЗЫК в предложении 3.
  1. важнейшее средство общения людей
  2. орган в полости рта
  3. орган речи
  4. пленный, от которого можно узнать нужные сведения

A13

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Пусты(1)ы и печальны эти горы в осе(2)ий ветре(3)ый день.
  1. 1
  2. 3
  3. 1, 2
  4. 1, 3

A14

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
  1. к..кетка, к..литка, бл..стящий
  2. ст..рожка, присоeд..няла, распол..гаться
  3. р..волюция, пл..вчиха, распор..диться
  4. дост..жение, просл..вление, прис..гать

A15

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
  1. из..ясняешься, под..езд, с..язвить
  2. пр..вержен, пр..града, пр..одоление
  3. ра..критиковать, не..держанный, бе..грамотно
  4. о..дана, на..стройка, пре..ставление

A16

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
  1. надпил..шь, непередава..мый
  2. докле..шь, сгора..мый
  3. сбре..шь, прострел..нный
  4. запряч..шь, пристро..вший

A17

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
A. глуб..на
Б. кра..шек
B. коч..вавший
Г. затраг..вать
  1. А, Г
  2. В
  3. Б, В, Г
  4. Б, В

A18

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
  1. Солнце (не)спешно передвигалось по небу, а мы всё шли вдоль реки.
  2. В данном муниципальном округе выборы депутатов признаны (не)состоявшимися.
  3. Все матросы, (не)занятые вахтой, вышли на верхнюю палубу.
  4. Многие (не)долюбливали Беликова за его склочный характер.

A19

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
  1. (ЗА)ЧЕМ вспоминать прошлое? А что касается будущего, то о нём ТО(ЖЕ) не стоит голову ломать.
  2. Путники (НА)КОНЕЦ добрались до реки и (В)ТЕЧЕНИЕ часа шли вдоль её правого берега.
  3. Несмотря (НА)КОНЕЦ сентября, в средней полосе было (ПО)ЛЕТ-НЕМУ тепло.
  4. Хозяйки глас (ПО)ВСЮДУ нужен: он вмиг заметит ЧТО(НИ-БУДЬ).

A20

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Пробежало это облако () и за ним медленно поплыли другие облака.
  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.
  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

A21

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Гонимы вешними лучами (1) с окрестных гор уже снега (2) сбежали мутными ручьями (3) на потопленные луга.
  1. 1, 3
  2. 2, 3
  3. 1, 2, 3
  4. 1

A22

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Лесам (1) казалось (2) не будет конца. Ты (3) я вижу (4) только комедию разыгрываешь.
  1. 1, 3
  2. 3, 4
  3. 1, 2, 3, 4
  4. 1, 2

A23

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не поставлены.)
  1. Лёгкий дымок над избой да стук топора.
  2. На клумбах и на газонах растут как настурции так и георгины.
  3. И лес и поле и река купались в лучах ласкового солнца.
  4. Купите в магазине шоколадные конфеты или большой торт.

A24

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
Об одном прошу вас: стреляйте быстрее.
  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
  3. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

A25

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Учёных в последнее время всё больше привлекают просторы Мирового океана (1) акватория (2) и глубины (3) которого (4) пока плохо изучены.
  1. 1
  2. 2
  3. 1, 4
  4. 1, 3

A26

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В такую погоду (1) когда природа казалась кроткой и задумчивой (2) Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью к этому полю (3) и оба думали о том (4) как велика (5) и как прекрасна эта страна.
  1. 1, 2, 4
  2. 1, 2, 3
  3. 1, 2, 3, 4
  4. 1, 2, 3, 4, 5

A27

Прочитайте текст.
Альтруистическое поведение отнюдь не является привилегией человека, оно присуще по крайней мере одному из его ближайших родственников — карликовым шимпанзе бонобо. Такой вывод сделали американские учёные, проведя серию экспериментов. В комнату с едой пустили голодную обезьяну, а её сородич в это время находился в соседнем помещении, отделённом от «столовой» дверью с задвижкой. Бонобо предоставили выбор: пообедать в одиночку либо, открыв дверь, впустить соседа и поделиться едой. Хотя в испытании участвовали несколько приматов, результат эксперимента неизменно был одинаков. Ни одно подопытное животное не пыталось съесть лакомство тайком, не поделившись с «ближним», как это порой себе позволяют некоторые представители человечества.


В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
  1. Американские учёные провели эксперименты с карликовыми шимпанзе, чтобы сравнить их поведение с поведением людей.
  2. По наблюдениям американских учёных, шимпанзе бонобо, как и люди, заботятся друг о друге.
  3. После серии экспериментов учёные США установили, что не только люди, но и их ближайшие родственники шимпанзе бонобо способны поделиться едой с сородичами и всегда делают это.
  4. Ещё одним доказательством родства человека и животного стали эксперименты американских учёных с обезьянами.

A28

(1)Выхожу из дома на работу и... (2)Ну, конечно, опять забыл мобильник! (З)Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки!

(4)Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка. (5)Примета такая: а то «пути не будет». (б)Какое это имеет отношение к моей патологической забывчивости — не знаю. (7)Но в зеркало на всякий случай смотрюсь: мало ли что.

(8)Ну разве не парадокс? (9)Вот он, мобильный телефон, — свидетельство бурного прогресса науки и техники наших дней, и тут же — очевидный (куда уж очевиднее!) атавизм древних суеверий. (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!

(П)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления. (12)Уже в XIX веке суеверные приметы считали патриархальными предрассудками. (13)Помните, у Пушкина? (14)«Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны...» (15)Наивная сельская барышня — что с неё взять! (16)Но ведь и сам Пушкин верил, да ещё как верил! (17)А он-то был европейски образованным человеком, умнейшим человеком России, как сказал о нём Николай I. (18)Нет, проводить прямую зависимость между цивилизацией и искоренением суеверий я бы поостерёгся.

(19)Во-первых, приметы приметам — рознь. (20)Нелепо сомневаться, например, в предсказаниях погоды, основанных на вековых наблюдениях наших предков: красный закат — к жаркому дню, кошка клубком — к морозу. (21)А во-вторых, и отношение к приметам разное.

(22)Для одних это не более чем игра: заглянуть в зеркало и посмеяться над собой. (23)Для других — фольклор, загадки народной культуры.

(24)Почему столько примет связано, например, с тем же зеркалом?

(25) Для третьих, к сожалению, — внушённая шарлатанами слепая вера в порчу, сглаз и прочее.

(26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий. (27)Но ведь такие ничем не объяснимые совпадения были, есть и будут всегда. (28)3начит, и суеверия будут всегда. (29)И всегда покажутся чудом, как бы ни относились к такому чуду наука и религия. (ЗО)Да и кто сказал, что где-то у кого-то существует монополия на чудо!

(31)«Не верить в возможность предсказаний нельзя, — говорил Достоевский. (32)— Все верят, но если не признаются, то единственно из малодушия».(33)Можно улыбнуться этим словам Фёдора Михайловича, однако это убеждение он вынес из совпадений примет и реалий своей жизни.

(34)Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам. (35)В XXI веке это смешно. (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку...

(37)А и перейдите, если очень хочется. (38)Вреда не будет. (39) Мало ли что.

(По Н. Михайлову)


Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
  1. Суеверные приметы пришли к нам из уже далёкого язычества и средневековья.
  2. В современном обществе отношение к приметам и суевериям разное: для одних это игра, для других — фольклор, для третьих — своеобразная религия.
  3. Лишь в прошлом веке суеверия и приметы стали отождествлять с предрассудками.
  4. Опираясь на свой жизненный опыт, верил в возможность заглянуть в будущее, в возможность предсказаний Ф.М. Достоевский.

A29

(1)Выхожу из дома на работу и... (2)Ну, конечно, опять забыл мобильник! (З)Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки!

(4)Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка. (5)Примета такая: а то «пути не будет». (б)Какое это имеет отношение к моей патологической забывчивости — не знаю. (7)Но в зеркало на всякий случай смотрюсь: мало ли что.

(8)Ну разве не парадокс? (9)Вот он, мобильный телефон, — свидетельство бурного прогресса науки и техники наших дней, и тут же — очевидный (куда уж очевиднее!) атавизм древних суеверий. (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!

(П)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления. (12)Уже в XIX веке суеверные приметы считали патриархальными предрассудками. (13)Помните, у Пушкина? (14)«Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны...» (15)Наивная сельская барышня — что с неё взять! (16)Но ведь и сам Пушкин верил, да ещё как верил! (17)А он-то был европейски образованным человеком, умнейшим человеком России, как сказал о нём Николай I. (18)Нет, проводить прямую зависимость между цивилизацией и искоренением суеверий я бы поостерёгся.

(19)Во-первых, приметы приметам — рознь. (20)Нелепо сомневаться, например, в предсказаниях погоды, основанных на вековых наблюдениях наших предков: красный закат — к жаркому дню, кошка клубком — к морозу. (21)А во-вторых, и отношение к приметам разное.

(22)Для одних это не более чем игра: заглянуть в зеркало и посмеяться над собой. (23)Для других — фольклор, загадки народной культуры.

(24)Почему столько примет связано, например, с тем же зеркалом?

(25) Для третьих, к сожалению, — внушённая шарлатанами слепая вера в порчу, сглаз и прочее.

(26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий. (27)Но ведь такие ничем не объяснимые совпадения были, есть и будут всегда. (28)3начит, и суеверия будут всегда. (29)И всегда покажутся чудом, как бы ни относились к такому чуду наука и религия. (ЗО)Да и кто сказал, что где-то у кого-то существует монополия на чудо!

(31)«Не верить в возможность предсказаний нельзя, — говорил Достоевский. (32)— Все верят, но если не признаются, то единственно из малодушия».(33)Можно улыбнуться этим словам Фёдора Михайловича, однако это убеждение он вынес из совпадений примет и реалий своей жизни.

(34)Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам. (35)В XXI веке это смешно. (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку...

(37)А и перейдите, если очень хочется. (38)Вреда не будет. (39) Мало ли что.

(По Н. Михайлову)


Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
  1. Предложения 34-39 представляют собой рассуждение.
  2. Предложение 17 содержит перечисление событий.
  3. В предложениях 1-4 представлено повествование.
  4. В предложениях 8-10 есть как рассуждение, так и описание.

A30

(1)Выхожу из дома на работу и... (2)Ну, конечно, опять забыл мобильник! (З)Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки!

(4)Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка. (5)Примета такая: а то «пути не будет». (б)Какое это имеет отношение к моей патологической забывчивости — не знаю. (7)Но в зеркало на всякий случай смотрюсь: мало ли что.

(8)Ну разве не парадокс? (9)Вот он, мобильный телефон, — свидетельство бурного прогресса науки и техники наших дней, и тут же — очевидный (куда уж очевиднее!) атавизм древних суеверий. (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!

(П)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления. (12)Уже в XIX веке суеверные приметы считали патриархальными предрассудками. (13)Помните, у Пушкина? (14)«Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны...» (15)Наивная сельская барышня — что с неё взять! (16)Но ведь и сам Пушкин верил, да ещё как верил! (17)А он-то был европейски образованным человеком, умнейшим человеком России, как сказал о нём Николай I. (18)Нет, проводить прямую зависимость между цивилизацией и искоренением суеверий я бы поостерёгся.

(19)Во-первых, приметы приметам — рознь. (20)Нелепо сомневаться, например, в предсказаниях погоды, основанных на вековых наблюдениях наших предков: красный закат — к жаркому дню, кошка клубком — к морозу. (21)А во-вторых, и отношение к приметам разное.

(22)Для одних это не более чем игра: заглянуть в зеркало и посмеяться над собой. (23)Для других — фольклор, загадки народной культуры.

(24)Почему столько примет связано, например, с тем же зеркалом?

(25) Для третьих, к сожалению, — внушённая шарлатанами слепая вера в порчу, сглаз и прочее.

(26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий. (27)Но ведь такие ничем не объяснимые совпадения были, есть и будут всегда. (28)3начит, и суеверия будут всегда. (29)И всегда покажутся чудом, как бы ни относились к такому чуду наука и религия. (ЗО)Да и кто сказал, что где-то у кого-то существует монополия на чудо!

(31)«Не верить в возможность предсказаний нельзя, — говорил Достоевский. (32)— Все верят, но если не признаются, то единственно из малодушия».(33)Можно улыбнуться этим словам Фёдора Михайловича, однако это убеждение он вынес из совпадений примет и реалий своей жизни.

(34)Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам. (35)В XXI веке это смешно. (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку...

(37)А и перейдите, если очень хочется. (38)Вреда не будет. (39) Мало ли что.

(По Н. Михайлову)


В каком предложении есть синонимы?
  1. 10
  2. 11
  3. 26
  4. 36

B1

(1)Выхожу из дома на работу и... (2)Ну, конечно, опять забыл мобильник! (З)Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки!

(4)Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка. (5)Примета такая: а то «пути не будет». (б)Какое это имеет отношение к моей патологической забывчивости — не знаю. (7)Но в зеркало на всякий случай смотрюсь: мало ли что.

(8)Ну разве не парадокс? (9)Вот он, мобильный телефон, — свидетельство бурного прогресса науки и техники наших дней, и тут же — очевидный (куда уж очевиднее!) атавизм древних суеверий. (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!

(П)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления. (12)Уже в XIX веке суеверные приметы считали патриархальными предрассудками. (13)Помните, у Пушкина? (14)«Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны...» (15)Наивная сельская барышня — что с неё взять! (16)Но ведь и сам Пушкин верил, да ещё как верил! (17)А он-то был европейски образованным человеком, умнейшим человеком России, как сказал о нём Николай I. (18)Нет, проводить прямую зависимость между цивилизацией и искоренением суеверий я бы поостерёгся.

(19)Во-первых, приметы приметам — рознь. (20)Нелепо сомневаться, например, в предсказаниях погоды, основанных на вековых наблюдениях наших предков: красный закат — к жаркому дню, кошка клубком — к морозу. (21)А во-вторых, и отношение к приметам разное.

(22)Для одних это не более чем игра: заглянуть в зеркало и посмеяться над собой. (23)Для других — фольклор, загадки народной культуры.

(24)Почему столько примет связано, например, с тем же зеркалом?

(25) Для третьих, к сожалению, — внушённая шарлатанами слепая вера в порчу, сглаз и прочее.

(26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий. (27)Но ведь такие ничем не объяснимые совпадения были, есть и будут всегда. (28)3начит, и суеверия будут всегда. (29)И всегда покажутся чудом, как бы ни относились к такому чуду наука и религия. (ЗО)Да и кто сказал, что где-то у кого-то существует монополия на чудо!

(31)«Не верить в возможность предсказаний нельзя, — говорил Достоевский. (32)— Все верят, но если не признаются, то единственно из малодушия».(33)Можно улыбнуться этим словам Фёдора Михайловича, однако это убеждение он вынес из совпадений примет и реалий своей жизни.

(34)Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам. (35)В XXI веке это смешно. (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку...

(37)А и перейдите, если очень хочется. (38)Вреда не будет. (39) Мало ли что.

(По Н. Михайлову)


Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное БЕССУФ-ФИКСНЫМ способом (с помощью нулевого суффикса).

B2

(1)Выхожу из дома на работу и... (2)Ну, конечно, опять забыл мобильник! (З)Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки!

(4)Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка. (5)Примета такая: а то «пути не будет». (б)Какое это имеет отношение к моей патологической забывчивости — не знаю. (7)Но в зеркало на всякий случай смотрюсь: мало ли что.

(8)Ну разве не парадокс? (9)Вот он, мобильный телефон, — свидетельство бурного прогресса науки и техники наших дней, и тут же — очевидный (куда уж очевиднее!) атавизм древних суеверий. (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!

(П)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления. (12)Уже в XIX веке суеверные приметы считали патриархальными предрассудками. (13)Помните, у Пушкина? (14)«Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны...» (15)Наивная сельская барышня — что с неё взять! (16)Но ведь и сам Пушкин верил, да ещё как верил! (17)А он-то был европейски образованным человеком, умнейшим человеком России, как сказал о нём Николай I. (18)Нет, проводить прямую зависимость между цивилизацией и искоренением суеверий я бы поостерёгся.

(19)Во-первых, приметы приметам — рознь. (20)Нелепо сомневаться, например, в предсказаниях погоды, основанных на вековых наблюдениях наших предков: красный закат — к жаркому дню, кошка клубком — к морозу. (21)А во-вторых, и отношение к приметам разное.

(22)Для одних это не более чем игра: заглянуть в зеркало и посмеяться над собой. (23)Для других — фольклор, загадки народной культуры.

(24)Почему столько примет связано, например, с тем же зеркалом?

(25) Для третьих, к сожалению, — внушённая шарлатанами слепая вера в порчу, сглаз и прочее.

(26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий. (27)Но ведь такие ничем не объяснимые совпадения были, есть и будут всегда. (28)3начит, и суеверия будут всегда. (29)И всегда покажутся чудом, как бы ни относились к такому чуду наука и религия. (ЗО)Да и кто сказал, что где-то у кого-то существует монополия на чудо!

(31)«Не верить в возможность предсказаний нельзя, — говорил Достоевский. (32)— Все верят, но если не признаются, то единственно из малодушия».(33)Можно улыбнуться этим словам Фёдора Михайловича, однако это убеждение он вынес из совпадений примет и реалий своей жизни.

(34)Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам. (35)В XXI веке это смешно. (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку...

(37)А и перейдите, если очень хочется. (38)Вреда не будет. (39) Мало ли что.

(По Н. Михайлову)


Из предложений 23-25 выпишите краткое причастие.

B3

(1)Выхожу из дома на работу и... (2)Ну, конечно, опять забыл мобильник! (З)Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки!

(4)Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка. (5)Примета такая: а то «пути не будет». (б)Какое это имеет отношение к моей патологической забывчивости — не знаю. (7)Но в зеркало на всякий случай смотрюсь: мало ли что.

(8)Ну разве не парадокс? (9)Вот он, мобильный телефон, — свидетельство бурного прогресса науки и техники наших дней, и тут же — очевидный (куда уж очевиднее!) атавизм древних суеверий. (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!

(П)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления. (12)Уже в XIX веке суеверные приметы считали патриархальными предрассудками. (13)Помните, у Пушкина? (14)«Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны...» (15)Наивная сельская барышня — что с неё взять! (16)Но ведь и сам Пушкин верил, да ещё как верил! (17)А он-то был европейски образованным человеком, умнейшим человеком России, как сказал о нём Николай I. (18)Нет, проводить прямую зависимость между цивилизацией и искоренением суеверий я бы поостерёгся.

(19)Во-первых, приметы приметам — рознь. (20)Нелепо сомневаться, например, в предсказаниях погоды, основанных на вековых наблюдениях наших предков: красный закат — к жаркому дню, кошка клубком — к морозу. (21)А во-вторых, и отношение к приметам разное.

(22)Для одних это не более чем игра: заглянуть в зеркало и посмеяться над собой. (23)Для других — фольклор, загадки народной культуры.

(24)Почему столько примет связано, например, с тем же зеркалом?

(25) Для третьих, к сожалению, — внушённая шарлатанами слепая вера в порчу, сглаз и прочее.

(26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий. (27)Но ведь такие ничем не объяснимые совпадения были, есть и будут всегда. (28)3начит, и суеверия будут всегда. (29)И всегда покажутся чудом, как бы ни относились к такому чуду наука и религия. (ЗО)Да и кто сказал, что где-то у кого-то существует монополия на чудо!

(31)«Не верить в возможность предсказаний нельзя, — говорил Достоевский. (32)— Все верят, но если не признаются, то единственно из малодушия».(33)Можно улыбнуться этим словам Фёдора Михайловича, однако это убеждение он вынес из совпадений примет и реалий своей жизни.

(34)Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам. (35)В XXI веке это смешно. (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку...

(37)А и перейдите, если очень хочется. (38)Вреда не будет. (39) Мало ли что.

(По Н. Михайлову)



Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ (предложение 37).

B4

(1)Выхожу из дома на работу и... (2)Ну, конечно, опять забыл мобильник! (З)Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки!

(4)Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка. (5)Примета такая: а то «пути не будет». (б)Какое это имеет отношение к моей патологической забывчивости — не знаю. (7)Но в зеркало на всякий случай смотрюсь: мало ли что.

(8)Ну разве не парадокс? (9)Вот он, мобильный телефон, — свидетельство бурного прогресса науки и техники наших дней, и тут же — очевидный (куда уж очевиднее!) атавизм древних суеверий. (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!

(П)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления. (12)Уже в XIX веке суеверные приметы считали патриархальными предрассудками. (13)Помните, у Пушкина? (14)«Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны...» (15)Наивная сельская барышня — что с неё взять! (16)Но ведь и сам Пушкин верил, да ещё как верил! (17)А он-то был европейски образованным человеком, умнейшим человеком России, как сказал о нём Николай I. (18)Нет, проводить прямую зависимость между цивилизацией и искоренением суеверий я бы поостерёгся.

(19)Во-первых, приметы приметам — рознь. (20)Нелепо сомневаться, например, в предсказаниях погоды, основанных на вековых наблюдениях наших предков: красный закат — к жаркому дню, кошка клубком — к морозу. (21)А во-вторых, и отношение к приметам разное.

(22)Для одних это не более чем игра: заглянуть в зеркало и посмеяться над собой. (23)Для других — фольклор, загадки народной культуры.

(24)Почему столько примет связано, например, с тем же зеркалом?

(25) Для третьих, к сожалению, — внушённая шарлатанами слепая вера в порчу, сглаз и прочее.

(26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий. (27)Но ведь такие ничем не объяснимые совпадения были, есть и будут всегда. (28)3начит, и суеверия будут всегда. (29)И всегда покажутся чудом, как бы ни относились к такому чуду наука и религия. (ЗО)Да и кто сказал, что где-то у кого-то существует монополия на чудо!

(31)«Не верить в возможность предсказаний нельзя, — говорил Достоевский. (32)— Все верят, но если не признаются, то единственно из малодушия».(33)Можно улыбнуться этим словам Фёдора Михайловича, однако это убеждение он вынес из совпадений примет и реалий своей жизни.

(34)Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам. (35)В XXI веке это смешно. (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку...

(37)А и перейдите, если очень хочется. (38)Вреда не будет. (39) Мало ли что.

(По Н. Михайлову)


Среди предложений 11-18 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.

B5

(1)Выхожу из дома на работу и... (2)Ну, конечно, опять забыл мобильник! (З)Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки!

(4)Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка. (5)Примета такая: а то «пути не будет». (б)Какое это имеет отношение к моей патологической забывчивости — не знаю. (7)Но в зеркало на всякий случай смотрюсь: мало ли что.

(8)Ну разве не парадокс? (9)Вот он, мобильный телефон, — свидетельство бурного прогресса науки и техники наших дней, и тут же — очевидный (куда уж очевиднее!) атавизм древних суеверий. (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!

(П)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления. (12)Уже в XIX веке суеверные приметы считали патриархальными предрассудками. (13)Помните, у Пушкина? (14)«Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны...» (15)Наивная сельская барышня — что с неё взять! (16)Но ведь и сам Пушкин верил, да ещё как верил! (17)А он-то был европейски образованным человеком, умнейшим человеком России, как сказал о нём Николай I. (18)Нет, проводить прямую зависимость между цивилизацией и искоренением суеверий я бы поостерёгся.

(19)Во-первых, приметы приметам — рознь. (20)Нелепо сомневаться, например, в предсказаниях погоды, основанных на вековых наблюдениях наших предков: красный закат — к жаркому дню, кошка клубком — к морозу. (21)А во-вторых, и отношение к приметам разное.

(22)Для одних это не более чем игра: заглянуть в зеркало и посмеяться над собой. (23)Для других — фольклор, загадки народной культуры.

(24)Почему столько примет связано, например, с тем же зеркалом?

(25) Для третьих, к сожалению, — внушённая шарлатанами слепая вера в порчу, сглаз и прочее.

(26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий. (27)Но ведь такие ничем не объяснимые совпадения были, есть и будут всегда. (28)3начит, и суеверия будут всегда. (29)И всегда покажутся чудом, как бы ни относились к такому чуду наука и религия. (ЗО)Да и кто сказал, что где-то у кого-то существует монополия на чудо!

(31)«Не верить в возможность предсказаний нельзя, — говорил Достоевский. (32)— Все верят, но если не признаются, то единственно из малодушия».(33)Можно улыбнуться этим словам Фёдора Михайловича, однако это убеждение он вынес из совпадений примет и реалий своей жизни.

(34)Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам. (35)В XXI веке это смешно. (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку...

(37)А и перейдите, если очень хочется. (38)Вреда не будет. (39) Мало ли что.

(По Н. Михайлову)



Среди предложений 1-10 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

B6

(1)Выхожу из дома на работу и... (2)Ну, конечно, опять забыл мобильник! (З)Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки!

(4)Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка. (5)Примета такая: а то «пути не будет». (б)Какое это имеет отношение к моей патологической забывчивости — не знаю. (7)Но в зеркало на всякий случай смотрюсь: мало ли что.

(8)Ну разве не парадокс? (9)Вот он, мобильный телефон, — свидетельство бурного прогресса науки и техники наших дней, и тут же — очевидный (куда уж очевиднее!) атавизм древних суеверий. (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!

(П)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления. (12)Уже в XIX веке суеверные приметы считали патриархальными предрассудками. (13)Помните, у Пушкина? (14)«Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны...» (15)Наивная сельская барышня — что с неё взять! (16)Но ведь и сам Пушкин верил, да ещё как верил! (17)А он-то был европейски образованным человеком, умнейшим человеком России, как сказал о нём Николай I. (18)Нет, проводить прямую зависимость между цивилизацией и искоренением суеверий я бы поостерёгся.

(19)Во-первых, приметы приметам — рознь. (20)Нелепо сомневаться, например, в предсказаниях погоды, основанных на вековых наблюдениях наших предков: красный закат — к жаркому дню, кошка клубком — к морозу. (21)А во-вторых, и отношение к приметам разное.

(22)Для одних это не более чем игра: заглянуть в зеркало и посмеяться над собой. (23)Для других — фольклор, загадки народной культуры.

(24)Почему столько примет связано, например, с тем же зеркалом?

(25) Для третьих, к сожалению, — внушённая шарлатанами слепая вера в порчу, сглаз и прочее.

(26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий. (27)Но ведь такие ничем не объяснимые совпадения были, есть и будут всегда. (28)3начит, и суеверия будут всегда. (29)И всегда покажутся чудом, как бы ни относились к такому чуду наука и религия. (ЗО)Да и кто сказал, что где-то у кого-то существует монополия на чудо!

(31)«Не верить в возможность предсказаний нельзя, — говорил Достоевский. (32)— Все верят, но если не признаются, то единственно из малодушия».(33)Можно улыбнуться этим словам Фёдора Михайловича, однако это убеждение он вынес из совпадений примет и реалий своей жизни.

(34)Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам. (35)В XXI веке это смешно. (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку...

(37)А и перейдите, если очень хочется. (38)Вреда не будет. (39) Мало ли что.

(По Н. Михайлову)


Среди предложений 31-39 найдите сложное предложение, одна из частей которого является придаточным изъяснительным. Напишите номер этого сложного предложения.

B7

(1)Выхожу из дома на работу и... (2)Ну, конечно, опять забыл мобильник! (З)Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки!

(4)Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка. (5)Примета такая: а то «пути не будет». (б)Какое это имеет отношение к моей патологической забывчивости — не знаю. (7)Но в зеркало на всякий случай смотрюсь: мало ли что.

(8)Ну разве не парадокс? (9)Вот он, мобильный телефон, — свидетельство бурного прогресса науки и техники наших дней, и тут же — очевидный (куда уж очевиднее!) атавизм древних суеверий. (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!

(П)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления. (12)Уже в XIX веке суеверные приметы считали патриархальными предрассудками. (13)Помните, у Пушкина? (14)«Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны...» (15)Наивная сельская барышня — что с неё взять! (16)Но ведь и сам Пушкин верил, да ещё как верил! (17)А он-то был европейски образованным человеком, умнейшим человеком России, как сказал о нём Николай I. (18)Нет, проводить прямую зависимость между цивилизацией и искоренением суеверий я бы поостерёгся.

(19)Во-первых, приметы приметам — рознь. (20)Нелепо сомневаться, например, в предсказаниях погоды, основанных на вековых наблюдениях наших предков: красный закат — к жаркому дню, кошка клубком — к морозу. (21)А во-вторых, и отношение к приметам разное.

(22)Для одних это не более чем игра: заглянуть в зеркало и посмеяться над собой. (23)Для других — фольклор, загадки народной культуры.

(24)Почему столько примет связано, например, с тем же зеркалом?

(25) Для третьих, к сожалению, — внушённая шарлатанами слепая вера в порчу, сглаз и прочее.

(26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий. (27)Но ведь такие ничем не объяснимые совпадения были, есть и будут всегда. (28)3начит, и суеверия будут всегда. (29)И всегда покажутся чудом, как бы ни относились к такому чуду наука и религия. (ЗО)Да и кто сказал, что где-то у кого-то существует монополия на чудо!

(31)«Не верить в возможность предсказаний нельзя, — говорил Достоевский. (32)— Все верят, но если не признаются, то единственно из малодушия».(33)Можно улыбнуться этим словам Фёдора Михайловича, однако это убеждение он вынес из совпадений примет и реалий своей жизни.

(34)Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам. (35)В XXI веке это смешно. (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку...

(37)А и перейдите, если очень хочется. (38)Вреда не будет. (39) Мало ли что.

(По Н. Михайлову)


Среди предложений 34-39 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

B8

(1)Выхожу из дома на работу и... (2)Ну, конечно, опять забыл мобильник! (З)Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки!

(4)Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка. (5)Примета такая: а то «пути не будет». (б)Какое это имеет отношение к моей патологической забывчивости — не знаю. (7)Но в зеркало на всякий случай смотрюсь: мало ли что.

(8)Ну разве не парадокс? (9)Вот он, мобильный телефон, — свидетельство бурного прогресса науки и техники наших дней, и тут же — очевидный (куда уж очевиднее!) атавизм древних суеверий. (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!

(П)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления. (12)Уже в XIX веке суеверные приметы считали патриархальными предрассудками. (13)Помните, у Пушкина? (14)«Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны...» (15)Наивная сельская барышня — что с неё взять! (16)Но ведь и сам Пушкин верил, да ещё как верил! (17)А он-то был европейски образованным человеком, умнейшим человеком России, как сказал о нём Николай I. (18)Нет, проводить прямую зависимость между цивилизацией и искоренением суеверий я бы поостерёгся.

(19)Во-первых, приметы приметам — рознь. (20)Нелепо сомневаться, например, в предсказаниях погоды, основанных на вековых наблюдениях наших предков: красный закат — к жаркому дню, кошка клубком — к морозу. (21)А во-вторых, и отношение к приметам разное.

(22)Для одних это не более чем игра: заглянуть в зеркало и посмеяться над собой. (23)Для других — фольклор, загадки народной культуры.

(24)Почему столько примет связано, например, с тем же зеркалом?

(25) Для третьих, к сожалению, — внушённая шарлатанами слепая вера в порчу, сглаз и прочее.

(26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий. (27)Но ведь такие ничем не объяснимые совпадения были, есть и будут всегда. (28)3начит, и суеверия будут всегда. (29)И всегда покажутся чудом, как бы ни относились к такому чуду наука и религия. (ЗО)Да и кто сказал, что где-то у кого-то существует монополия на чудо!

(31)«Не верить в возможность предсказаний нельзя, — говорил Достоевский. (32)— Все верят, но если не признаются, то единственно из малодушия».(33)Можно улыбнуться этим словам Фёдора Михайловича, однако это убеждение он вынес из совпадений примет и реалий своей жизни.

(34)Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам. (35)В XXI веке это смешно. (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку...

(37)А и перейдите, если очень хочется. (38)Вреда не будет. (39) Мало ли что.

(По Н. Михайлову)


«Журналист Николай Михайлов, рассматривая отношение наших современников к приметам, суевериям и предсказаниям, прибегает в тексте к сочетанию иронии и самоиронии с серьёзностью проблемы, что достигается использованием такого лексического средства, как ______ (например, мобильник в предложении 2, нынче, штуки в предложении 3, и такого приёма, как _______ (в предложении 9). А желание убедить читателя в своей правоте, заставить его поразмышлять по теме диктует необходимость использования такого приёма, как ______ (предложения
14, 31-32), и такого синтаксического средства, как________(предложения 8, 13, 24)».
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) противопоставление
3) сравнительный оборот
4) книжная лексика
5) разговорная лексика
6) вопросительные предложения
7) эпитеты
8) диалектизмы
9) цитирование

C1

(1)Выхожу из дома на работу и... (2)Ну, конечно, опять забыл мобильник! (З)Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки!

(4)Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка. (5)Примета такая: а то «пути не будет». (б)Какое это имеет отношение к моей патологической забывчивости — не знаю. (7)Но в зеркало на всякий случай смотрюсь: мало ли что.

(8)Ну разве не парадокс? (9)Вот он, мобильный телефон, — свидетельство бурного прогресса науки и техники наших дней, и тут же — очевидный (куда уж очевиднее!) атавизм древних суеверий. (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!

(П)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления. (12)Уже в XIX веке суеверные приметы считали патриархальными предрассудками. (13)Помните, у Пушкина? (14)«Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны...» (15)Наивная сельская барышня — что с неё взять! (16)Но ведь и сам Пушкин верил, да ещё как верил! (17)А он-то был европейски образованным человеком, умнейшим человеком России, как сказал о нём Николай I. (18)Нет, проводить прямую зависимость между цивилизацией и искоренением суеверий я бы поостерёгся.

(19)Во-первых, приметы приметам — рознь. (20)Нелепо сомневаться, например, в предсказаниях погоды, основанных на вековых наблюдениях наших предков: красный закат — к жаркому дню, кошка клубком — к морозу. (21)А во-вторых, и отношение к приметам разное.

(22)Для одних это не более чем игра: заглянуть в зеркало и посмеяться над собой. (23)Для других — фольклор, загадки народной культуры.

(24)Почему столько примет связано, например, с тем же зеркалом?

(25) Для третьих, к сожалению, — внушённая шарлатанами слепая вера в порчу, сглаз и прочее.

(26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий. (27)Но ведь такие ничем не объяснимые совпадения были, есть и будут всегда. (28)3начит, и суеверия будут всегда. (29)И всегда покажутся чудом, как бы ни относились к такому чуду наука и религия. (ЗО)Да и кто сказал, что где-то у кого-то существует монополия на чудо!

(31)«Не верить в возможность предсказаний нельзя, — говорил Достоевский. (32)— Все верят, но если не признаются, то единственно из малодушия».(33)Можно улыбнуться этим словам Фёдора Михайловича, однако это убеждение он вынес из совпадений примет и реалий своей жизни.

(34)Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам. (35)В XXI веке это смешно. (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку...

(37)А и перейдите, если очень хочется. (38)Вреда не будет. (39) Мало ли что.

(По Н. Михайлову)


Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям



Бланк ответов
Номера заданий типа A с выбором ответа из предложеных вариантов
A1 A2 A3 A4 A5 A6 A7 A8 A9 A10 A11 A12 A13 A14 A15 A16 A17 A18 A19 A20 A21 A22 A23 A24 A25 A26 A27 A28 A29 A30
1 1
2 2
Номера вариантов ответов
3 3
4 4
A31 A32 A33 A34 A35 A36 A37 A38 A39 A40 A41 A42 A43 A44 A45 A46 A47 A48 A49 A50 A51 A52 A53 A54 A55 A56 A57 A58 A59 A60
1 1
2 2
3 3
Номера вариантов ответов
4 4

Замена ошибочных ответов на задания типа A
1 2 3 4
A
A
A
A
1 2 3 4
A
A
A
A
1 2 3 4
A
A
A
A

Результаты выполнения заданий типа B с ответом в краткой форме
B1 B11
B2 B12
B3 B13
B4 B14
B5 B15

B6 B16
B7 B17
B8 B18
B9 B19
B10 B20

Замена ошибочных ответов на задания типа B
B - B -
B - B -
B - B -
Показать бланк