Тип
|
Задание
|
A1
|
Работник заинтересован в том, чтобы больше заработать. Для этого он готов трудиться более интенсивно, сократив время отдыха. Такие установки характерны для |
- традиционного общества
- индустриальной цивилизации
- аграрной цивилизации
- феодального общества
|
|
A2
|
Термины «гипотеза», «закон», «теория» используются при характеристике познания |
- художественного
- научного
- мифологического
- житейского
|
|
A3
|
В исследованиях, проводимых социологами, опросные листы и анкеты выступают |
- объектами деятельности
- субъектами деятельности
- целями деятельности
- средствами деятельности
|
|
A4
|
Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек — это существо, которое участвует в создании самого себя.
Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях. |
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
|
|
A5
|
Одной из задач экономической науки является разработка |
- бюджета страны на следующий год
- ресурсосберегающих технологий
- путей преодоления социальной апатии в обществе
- методов использования модели «затраты — выпуск»
|
|
A6
|
При определении качества такого фактора производства, как «труд» обязательно обращают внимание на |
- наличие у работника определенных умений и навыков
- готовность работника участвовать в жизни коллектива
- эффективность используемого оборудования
- наличие на предприятии системы охраны труда
|
|
A7
|
Финансовым институтом является |
- пенсионный фонд
- высшее учебное заведение
- туристическая фирма
- промышленное предприятие
|
|
A8
|
На рисунке отражена ситуация на рынке мобильных телефонов: линия спроса D переместилась в новое положение Dl (Р — цена товара, Q — величина спроса товара).

Перемещение кривой спроса D в новое положение D1 может быть вызвано прежде всего |
- усилением конкуренции производителей
- уменьшением издержек производства
- совершенствованием технологии производства мобильных телефонов
- ростом доходов потребителей
|
|
A9
|
Верны ли следующие суждения о целях потребителя?
А. Потребитель стремится извлечь максимальную пользу от потребления товаров и услуг.
Б. Потребитель заинтересован в удовлетворении своих потребностей с наименьшими затратами. |
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
|
|
A10
|
К высшему классу в экономически развитых странах относятся |
- собственники крупных предприятий
- инженерно-технические работники
- профессура высших учебных заведений
- сотрудники научных учреждений
|
|
A11
|
Ниже приведены данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Респондентам был задан вопрос: «Удовлетворены ли вы качеством жилищно-коммунальных услуг?». Результаты опроса представлены в гистограмме.

Какой вывод можно сделать на основании представленных данных? |
- Как в 2005, так и в 2007 году среди всех категорий опрошенных доминировали респонденты, удовлетворенные качеством жилищно-коммунальных услуг.
- Число респондентов, не удовлетворенных качеством жилищно-коммунальных услуг, к 2007 году уменьшилось.
- Число респондентов, полностью удовлетворенных качеством жилищно-коммунальных услуг, в 2007 году составило треть опрошенных.
- Число респондентов, удовлетворенных качеством жилищно-коммунальных услуг, в 2007 году меньше, чем в 2005.
|
|
A12
|
Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Одним из проявлений вертикальной социальной мобильности служит миграция населения.
Б. Брак, заключенный между представителями одной социальной страты, не является проявлением горизонтальной социальной мобильности. |
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
|
|
A13
|
К политическим властным отношениям относятся отношения между |
- родителями и детьми
- церковью и прихожанами
- человеком и природой
- человеком и государством
|
|
A14
|
Формирование партий связано с распространением норм |
- морали
- парламентаризма
- права
- традиций
|
|
A15
|
В результате выборов в парламент в государстве М. возник политический кризис, причиной которого стали разногласия по кандидатуре президента, возникшие между двумя партиями, победившими на выборах с минимальным разрывом. Какая форма правления существует в государстве М.? |
- президентская республика
- конституционная монархия
- парламентская республика
- смешанная республика
|
|
A16
|
Верны ли следующие суждения о политической власти?
А. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
Б. Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми. |
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
|
|
A17
|
Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что |
- ни один правовой акт не может ей противоречить
- вынося решения, суд должен прямо ссылаться на статьи Конституции
- она закрепляет изменения, произошедшие в стране
- она закрепляет правовые гарантии граждан страны
|
|
A18
|
Внесение поправок в тексты принятых законов является в РФ непосредственной функцией |
- Президента РФ
- Правительства РФ
- Федерального Собрания РФ
- Верховного Суда РФ
|
|
A19
|
Гражданин К. прочитал в газете статью, в которой были приведены неверные сведения, порочащие его достоинство. Какой нормативный документ станет основой для рассмотрения его дела в суде? |
- Закон о защите прав потребителя
- Трудовой кодекс
- Уголовный кодекс
- Гражданский кодекс
|
|
A20
|
Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?
А. Органы местного самоуправления образуют самостоятельную, никому не подчиненную систему управления местными делами.
Б. Местное самоуправление является одной из ветвей государственной власти. |
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
|
|
B1
|
Запишите слово, пропущенное в схеме
 |
|
B2
|
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «безработица».
1) Рынок труда, 2) занятость, 3) фондовая биржа, 4) трудовые ресурсы, 5) пособие, 6) коммерческий банк.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
 |
|
B3
|
Установите соответствие между видами юридической ответственности и отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ |
ОТРАСЛИ ПРАВА |
A) штраф
Б) взыскание неустойк
B) компенсация морального вреда
Г) лишение специального права
Д) дисквалификация
Е) конфискация орудия совершения правонарушения |
1)гражданское право
2) административное право |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
|
B4
|
Найдите в приведенном списке формы территориально-государственного устройства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) унитарное государство
2) монархия
3) конфедерация
5) федерация
4) республика |
|
B5
|
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Элитарное или «высокое» искусство сегодня находится в упадке. (Б) Упали тиражи литературной классики. (В) Современные композиторы редко создают оперные произведения. (Г) Все это самым губительным образом отражается на эстетических вкусах и пристрастиях публики.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
|
|
B6
|
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения с ребенком для развития его______(А).
Теперь уже стало бесспорной истиной, что______(Б) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных _______(В) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» _______(Г) ребенка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. _______(Д) в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка — его нужд и_____(Е), на знании закономерностей его роста и развития его личности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) потребности
2) психика
3) личность
4) культура
5) общение
6) семья
7) контакт
8) группа
9) гуманизм
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
|
|
B7
|
Найдите в приведенном списке проявления экстенсивного экономического роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование достижений технического прогресса
2) расширение площадей пахотных земель
3) увеличение количества занятых на производстве
4) строительство новых предприятий на прежней технической базе
5) повышение квалификации работников предприятий |
|
B8
|
Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) социальная революция
2) экономическая реформа
3) общественный прогресс
4) социальная динамика
5) коренные преобразования |
|
C1
|
Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегули-рованности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. (...) Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. (...) Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. (...) Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.
B.C. Нерсесянц
Автор перечисляет процессуальные права граждан. Назовите три процессуальных права.
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C2
|
Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегули-рованности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. (...) Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. (...) Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. (...) Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.
B.C. Нерсесянц
Приведите фразу, в которой автор говорит о роли прав и обязанностей во взаимоотношениях государства и личности. Назовите три юридические формы, образующие правовой статус человека и гражданина, приведенные автором.
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C3
|
Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегули-рованности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. (...) Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. (...) Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. (...) Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.
B.C. Нерсесянц
Автор утверждает, что «государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений». Опираясь на текст, знание обществоведческого курса и знания, полученные из других общественных дисциплин, назовите три социально-политические предпосылки, необходимые для юридического оформления естественных прав человека.
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C4
|
Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегули-рованности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. (...) Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. (...) Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. (...) Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.
B.C. Нерсесянц
Автор утверждает, что общество и государство заинтересованы в активности индивида, которая «является важным условием развития демократического общества». Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих правоту автора.
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C5
|
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности. |
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C6
|
Назовите три особенности современной экономики и проиллюстрируйте каждую примером. |
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C7
|
Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять. |
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C8
|
Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Цикличность экономического развития».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. |
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C9
|
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
С9.1. |
Философия |
«Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было избежать» (Б. Рассел). |
С9.2. |
Социальная психология |
«Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми» (А.М. Яковлев). |
С9.3. |
Экономика |
«Пока вы не поняли потребителя, вы не сможете понять существа деятельности вашего предприятия» (Т. Питерс). |
С9.4. |
Социология |
«Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды» (Б. Паскаль). |
С9.5. |
Политология |
«Любое правительство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа» {Т. Джефферсон). |
С9.6. |
Правоведение |
«В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом». (Б. Чичерин). |
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|