Добро пожаловать! Если вы хотите успешно сдать ЕГЭ – то вы попали куда надо. Для полноценной подготовки к экзамену egedb.ru предлагает вам: прохождение тестов ЕГЭ по многим предметам с последующим анализом результатов, прорешивание задач определенного типа или на определенные темы, познакомится с процедурой проведения ЕГЭ и многое другое!
Хотите узнать больше о бланках, предоставляемых на экзамене и потренироваться в их заполнении? Всё просто! Наш сайт предлагает потренироваться на электронных копиях блаков – такие тренировки безусловно принесут свои плоды и помогут не допустить ошибок при заполнении.
Вам нужна статистика вашей подготовки на сайте? Войдите в личный кабинет при помощи своей учетной записи в социальной сети «В Контакте» и получите такую возможность. Или может быть вы хотите помочь развитию сайта? При повышенной активности на сайте вы можете быть повышены до уровня модератора и добавлять свои задания на сайт!


Главная

Тесты

Русский язык
Математика
Информатика
Физика
Биология
География
Обществознание
История

Задачи

Русский язык
Математика
Информатика
Физика
Биология
География
Обществознание
История

Как решить

Полезности

Статьи

Новости

Гостевая

Ссылки

Поиск

Вход



Онлайн тестирование в формате ЕГЭ по предмету Обществознание 2013 год. Вариант №5


Инструкция к выполнению

Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 37 заданий.
Часть 1 содержит 20 заданий (А1–А20). К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 8 заданий (В1–В8), на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.
Часть 3 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом (С1–С9). Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!

Тест

Тип

Задание

A1

Природа, в отличие от общества
  1. испытывает влияние человеческой деятельности
  2. является средой обитания человека
  3. изменяется в направлении от низшего к высшему
  4. способна развиваться независимо от человека

A2

Только в процессе научного познания происходит
  1. объяснение объективно действующих законов
  2. применение знаний на практике
  3. отрицание предыдущих достижений познавательного процесса
  4. формирование целостного образа мира

A3

Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются
  1. советы и рекомендации родителей
  2. грядки с огурцами
  3. старшие подростки
  4. инструменты и дачный инвентарь

A4

Верны ли следующие суждения о результатах познавательной деятельности?

А. Результат познания зависит от установок, целей и предыдущего опыта познающего субъекта.
Б. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.
  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

A5

Отличительной чертой рыночной экономической системы является (ются)
  1. преобладание инфляции открытого типа
  2. непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра
  3. наличие государственной собственности почти на все экономические ресурсы
  4. незначительные темпы экономического роста

A6

Одной из функций рынка является
  1. наделение предприятий собственными оборотными средствами
  2. посредничество между производителем и потребителем
  3. установление «сверху» всех производственных заданий
  4. налаживание прямого продуктообмена между городом и деревней

A7

К функциям центрального банка в отличие от коммерческих банков относится
  1. проведение расчетов и платежей в хозяйстве
  2. посредничество в кредите
  3. аккумуляция и мобилизация денежного капитала
  4. управление золотовалютными запасами страны

A8

На рисунке отражена ситуация на рынке автомобилей: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — величина спроса товара).

Это перемещение может быть вызвано прежде всего
  1. ростом доходов населения
  2. введением единого налога для производителей
  3. снижением цен за проезд в автобусах и троллейбусах
  4. увеличением объема услуг общественного транспорта

A9

Верны ли следующие суждения о производительности труда?

А. Технический прогресс способствует росту производительности труда.
Б. Увеличение объемов производства на основе роста производительности труда присуще экстенсивному пути развития.
  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

A10

Сословное деление общества отражает
  1. вид государственного устройства
  2. тип социальной стратификации
  3. характер экономических связей
  4. особенность политической системы

A11

Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример
  1. адаптивного поведения
  2. конформистского поведения
  3. делинквентного поведения
  4. девиантного поведения

A12

Верны ли следующие суждения о социальных институтах?

А. Современное общество отличается низкой степенью институализации.
Б. Социальный институт — это устойчивый комплекс норм, регулирующих определенные сферы деятельности.
  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

A13

Что из перечисленного является признаком любого государства?
  1. наличие трех ветвей власти
  2. наличие публичной власти, располагающей аппаратом управления и принуждения
  3. наличие системы сдержек и противовесов
  4. наличие у властных структур права устанавливать государственную идеологию

A14

Политический режим, отличающийся жестким контролем над обществом, насаждением официальной идеологии, преследованием инакомыслия, называется
  1. авторитаризмом
  2. волюнтаризмом
  3. тоталитаризмом
  4. абсолютизмом

A15

Ниже приведены данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Респондентам был задан вопрос: «Является ли для Вас важным или не очень важным во время избирательных кампаний каждый из следующих источников информации?». Результаты опроса представлены в гистограмме (в %).

Какой вывод можно сделать на основании представленных данных?
  1. Основная масса респондентов получает информацию из телевизионных передач.
  2. Более половины респондентов не читают прессу и не получают информацию из нее.
  3. Только десятая часть опрошенных по тем или иным причинам не смогла участвовать во встречах кандидатов с избирателями.
  4. В качестве источника информации радио пользуется такой же популярностью у опрошенных, как и телевидение.

A16

Верны ли следующие суждения о государственном аппарате?

А. Для выполнения каждой из функций государства требуется профессиональный аппарат, действующий с учетом специфики выполняемой работы.
Б. В РФ в структуру государственного аппарата входят только чиновники федерального уровня.
  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

A17

Противоправными обычаями называются обычаи, которые
  1. распространены в малой первичной группе
  2. не соответствуют системе социальных ценностей общества
  3. сохранились как пережиток родоплеменных отношений
  4. распространены среди людей одной этнической общности

A18

Какое право провозглашено в одной из норм Всеобщей декларации прав человека?
  1. право на двойное гражданство
  2. право на занятие предпринимательской деятельностью
  3. право определять и указывать свою национальность
  4. право на гражданство своей страны

A19

Гражданин Л. возглавил инициативную группу рабочих завода, требующих от администрации предприятия повышения заработной платы в связи с ростом инфляции. Руководство завода решило не идти на уступки трудовому коллективу и уволило с работы гражданина Л как руководителя инициативной группы. Статьи какого кодекса регулируют данные правоотношения?
  1. Уголовного
  2. Финансового
  3. Административного
  4. Кооперативного

A20

Верны ли следующие суждения о праве?

А. Право является частью общечеловеческой культуры.
Б. Для человека современной культуры право является руководством в жизни и деятельности.
  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

B1

Запишите слово, пропущенное в схеме.

B2

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «финансовый институт».
1) Государственная корпорация, 2) пенсионный фонд, 3) страховая компания, 4) кредитное учреждение, 5) фондовая биржа, 6) инвестиционная компания, 7) естественные монополии
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

B3

Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ
A) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами
Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества
B) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую
Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты
Д) запрет на браки с представителями других групп
1) кастовая
2) сословная
3) классовая


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

B4

Найдите в приведенном списке функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) политическая
2) правоохранительная
3) социальная
4) демократическая
5) этническая

B5

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) С появлением первых государств зародилось и право. (Б) Современные демократические государства имеют разветвленную правовую систему. (В) Однако она далеко не всегда эффективна в защите интересов граждан. (Г) Нельзя не признать, что и правовая культура населения остается низкой.

Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

B6

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.

Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ______ (А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные_______(Б).

Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, __________(В),__________(Г).

Все религии можно также объединить в две большие группы _______(Д), т.е. признающие существование единого Бога и ________ (Е), признающие множество богов».


Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:
1) монотеизм
2) политеизм
3) древность
4) ислам
5) культ
6) буддизм
7) индуизм
8) суеверие
9) конфуцианство

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

B7

Найдите в приведенном списке компоненты социальной структуры общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) фирмы
2) сословия
3) партии
4) касты
5) классы

B8

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) рынок сырья
2) рынок земли
3) рынок ресурсов
4) рынок труда
5) рынок оборудования

C1

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (...) Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. (...) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.

Е.В. Лукашева


Назовите принципы правового государства, приведенные автором.
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям

C2

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (...) Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. (...) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.

Е.В. Лукашева


Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям

C3

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (...) Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. (...) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.

Е.В. Лукашева


Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям

C4

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (...) Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. (...) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.

Е.В. Лукашева


Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям

C5

Назовите любые три причины объединения людей в группы.
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям

C6

Приведите три примера, отражающие различные источники финансирования бизнеса.
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям

C7

После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям

C8

Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Целостность и противоречивость современного мира».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям

C9

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

C9.1 Философия «Только тот постигает истину, кто внимательно изучает природу, людей и самого себя» (Н.Н. Пирогов).
C9.2 Социальная психология «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М. Форбс).
C9.3 Экономика «Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей» (А. Смит).
C9.4 Социология «Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд).
C9.5 Политология «Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, когда солгать, и знать время, когда промолчать» (Маркиза де Помпадур).
C9.6 Правоведение «Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, тем совершеннее право» (ИА. Ильин).
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям



Бланк ответов
Номера заданий типа A с выбором ответа из предложеных вариантов
A1 A2 A3 A4 A5 A6 A7 A8 A9 A10 A11 A12 A13 A14 A15 A16 A17 A18 A19 A20 A21 A22 A23 A24 A25 A26 A27 A28 A29 A30
1 1
2 2
Номера вариантов ответов
3 3
4 4
A31 A32 A33 A34 A35 A36 A37 A38 A39 A40 A41 A42 A43 A44 A45 A46 A47 A48 A49 A50 A51 A52 A53 A54 A55 A56 A57 A58 A59 A60
1 1
2 2
3 3
Номера вариантов ответов
4 4

Замена ошибочных ответов на задания типа A
1 2 3 4
A
A
A
A
1 2 3 4
A
A
A
A
1 2 3 4
A
A
A
A

Результаты выполнения заданий типа B с ответом в краткой форме
B1 B11
B2 B12
B3 B13
B4 B14
B5 B15

B6 B16
B7 B17
B8 B18
B9 B19
B10 B20

Замена ошибочных ответов на задания типа B
B - B -
B - B -
B - B -
Показать бланк