Тип
|
Задание
|
A1
|
Революция и реформа являются |
- социальными институтами
- формами общественных преобразований
- элементами общества как системы
- видами социальных связей
|
|
A2
|
Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется |
- критерием истины
- объективной истиной
- относительной истиной
- абсолютной истиной
|
|
A3
|
Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности |
- материально-производственной
- учебно-познавательной
- ценностно-ориентировочной
- социально-преобразовательной
|
|
A4
|
Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.
Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями. |
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
|
|
A5
|
Для экстенсивного экономического роста характерно |
- повышение квалификации персонала
- ускорение оборачиваемости оборотных фондов
- совершенствование орудий производства
- увеличение численности рабочей силы
|
|
A6
|
К неэкономическим отрицательным последствиям безработицы относится |
- рост числа правонарушений
- повышение конкуренции на рынке труда
- недополученный выпуск продукции
- уменьшение шансов найти высокооплачиваемую работу в будущем
|
|
A7
|
Основным источником пополнения государственного бюджета являются |
- налоги с граждан и предприятий
- прибыль от приватизации
- доходы от деятельности государственных предприятий
- штрафы с физических и юридических лиц
|
|
A8
|
На рисунке отражены изменения, произошедшие с предложением свежевыловленной рыбы: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р — цена товара, Q — величина предложения товара).
Это изменение может быть связано прежде всего |
- с совершенствованием технологии разведения рыбы
- с приближением сезона отпусков работников рыбных хозяйств
- с популяризацией в СМИ блюд из рыбы и изданием книг о здоровой пище
- с повышением цен на другие продукты, содержащие белок
|
|
A9
|
Верны ли следующие суждения о государственной политике в области занятости?
А. Основная задача государства в условиях рынка — искоренение нетрудовых доходов населения.
Б. Одним из инструментов снижения безработицы является организация государством общественных работ. |
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
|
|
A10
|
Какая социальная тенденция проявляется в условиях перехода к постиндустриальному обществу? |
- рост числа занятых в сфере информационных технологий
- ослабление позиций среднего класса
- увеличение притока сельского населения в города
- ликвидация люмпенства как социального явления
|
|
A11
|
В 20-30-е годы прошлого века значительная часть населения СССР изменила свой социальный статус. Так, многие крестьяне стали рабочими, представители знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс |
- социальной мобильности
- экономической дифференциации
- политической стабилизации
- социальной стратификации
|
|
A12
|
Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества.
Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям. |
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
|
|
A13
|
Роль посредника между гражданским обществом и государством выполняет |
- политическая партия
- армия
- образование
- государственный аппарат
|
|
A14
|
Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной ветви власти? |
- авторитарного
- тоталитарного
- теократического
- демократического
|
|
A15
|
Гражданин С. участвует во всех избирательных кампаниях: встречается с кандидатами в депутаты, ходит на митинги, голосует на выборах. Он считает, что своей активной позицией сможет повлиять на власть. Тип какой политической культуры проявляется в поведении гражданина С.? |
- патриархальной
- демократической
- подданнической
- активистской
|
|
A16
|
Верны ли следующие суждения о функциях политической культуры?
А. Одна из функций политической культуры — воспитание человека в соответствии со сложившимися в государстве политическими ценностями.
Б. Мобилизационная функция политической культуры действует только в военное время. |
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
|
|
A17
|
Кто осуществляет защиту прав обвиняемого во время судебного разбирательства? |
- присяжные заседатели
- адвокат
- судья
- уполномоченный по правам человека
|
|
A18
|
В ведении федеральных органов власти находится |
- защита прав и свобод человека и гражданина
- разработка конституций субъектов Федерации
- система органов государственной власти республик
- вопросы местного самоуправления
|
|
A19
|
Владелец частного предприятия приказал рабочим выйти на работу в праздничный день. Администратор предприятия отказался выполнить приказ, за что был уволен. Статьи какого кодекса станут основанием для разбора дела в суде? |
- Административного
- Трудового
- Кооперативного
- Гражданского
|
|
A20
|
Верны ли следующие суждения о дееспособности?
А. Лишить человека дееспособности можно как по суду, так и по решению медицинской комиссии.
Б. В некоторых определенных законом случаях полная дееспособность может наступить до достижения лицом совершеннолетия. |
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
|
|
B1
|
Запишите слово, пропущенное в таблице.
|
|
B2
|
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность».
1) Народность, 2) племя, 3) нация, 4) род, 5) каста, б) государство.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. |
|
B3
|
Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ |
A) власть осуществляется узкой группой лиц
Б) гарантировано равенство всех перед законом
B) гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений
Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека
Д) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь
Е) осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества |
1) демократический
2) авторитарный |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
|
B4
|
Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются событиями. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гражданка М. отравилась купленным в магазине кефиром
2) по достижении четырнадцатилетия подросток получил паспорт
3) в результате скоропостижной смерти господин X. не смог вернуть долг
4) супруги К. купили загородный дом в кредит
5) в результате урагана в офисе были разбиты все стекла |
|
B5
|
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Человек, сидящий на скудном «пайке» массовой культуры, существенно обедняет свою духовную жизнь. (Б) Массовая культура зародилась почти столетие назад. (В) С тех пор были значительно усовершенствованы технические средства, используемые при ее создании и тиражировании. (Г) Однако ее продукты остались такими же примитивными, оскорбляющими вкус взыскательного читателя и зрителя.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
|
|
B6
|
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В труде, учении, _______ (А) формируются и проявляются все стороны психики. Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ______ (Б) — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные ________ (В) организма являются лишь _______(Г) — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — ______ (Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ______ (Е) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) особенность
2) способности
3) личность
4) игра
5) общество
6) задатки
7) общение
8) деятельность
9) группа
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
|
|
B7
|
Найдите в приведенном списке черты, характерные для демократического политического режима. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высший орган государственной власти избирается непосредственно народом
2) власть подчинена контролю общества
3) ограничение оппозиции
4) строгая централизация государственной власти
5) конституционно закреплено всеобщее и равное избирательное право |
|
B8
|
Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) инвестиционный фонд
2) коммерческий банк
3) кредитная организация
4) страховое общество
5) сберегательная касса |
|
C1
|
Образ революции
Наиболее распространенный образ революции... имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям.
Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста...
Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общественных групп и их политическая организация.
Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима... Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими.
В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым... Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.
Ш. Эйзенштадт
Что, по мысли автора, выделяет революцию из других социальных движений?
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C2
|
Образ революции
Наиболее распространенный образ революции... имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям.
Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста...
Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общественных групп и их политическая организация.
Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима... Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими.
В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым... Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.
Ш. Эйзенштадт
Что автор относит к предпосылкам революции?
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C3
|
Образ революции
Наиболее распространенный образ революции... имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям.
Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста...
Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общественных групп и их политическая организация.
Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима... Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими.
В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым... Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.
Ш. Эйзенштадт
Каковы признаки революции? Какие из них можно отнести и к реформе? Проиллюстрируйте свой последний вывод примером.
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C4
|
Образ революции
Наиболее распространенный образ революции... имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям.
Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста...
Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общественных групп и их политическая организация.
Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима... Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими.
В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым... Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.
Ш. Эйзенштадт
Соотнесите указанные автором результаты революции со сферами жизни общества. Какой признак революции иллюстрируют эти данные?
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C5
|
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании. |
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C6
|
С помощью трех примеров проиллюстрируйте особенности правления партии консервативного толка. |
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C7
|
Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительством республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица. Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции. |
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C8
|
Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Гражданское общество и правовое государство».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. |
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C9
|
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
C9.1 |
Философия |
«История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело» (П. Сартр). |
C9.2 |
Социальная психология |
«Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает» (Р. Музилъ). |
C9.3 |
Экономика |
«Экономическая конкуренция — это не война, а соперничество в интересах друг друга» (Э. Каннан). |
C9.4 |
Социология |
«Масса — это множество людей без особых достоинств» (X. Ортега-и-Гасет). |
C9.5 |
Политология |
«Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан» (В. Гумбольдт). |
C9.6 |
Правоведение |
«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» (М. Бакунин). |
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|