Тип
|
Задание
|
A1
|
В последние годы растет число пользователей Интернета, что подтверждают статистические данные. Вместе с тем процент населения, имеющего доступ к Интернет-ресурсам, отличается от общего количества пользователей в разных странах, что видно из представленной диаграммы.
Какой вывод можно сделать на основании данных диаграмм? |
- Первое место по количеству пользователей Интернетом принадлежит Голландии, но в процентном отношении она отстает от Швеции и Дании.
- Швеция обгоняет Данию и Россию как по общей численности пользователей Интернетом, так и в процентном отношении.
- Среди представленных стран Россия занимает первое место по общему числу пользователей Интернетом и последнее место по проценту охвата населения страны.
- Занимая третье место в процентном отношении от количества пользователей к общему количеству жителей, Дания опережает Голландию по общему числу пользователей Интернетом.
|
|
A2
|
Опора на объективные факты при аргументации выводов — обязательная составляющая познания |
- художественного
- научного
- мифологического
- житейского
|
|
A3
|
Исследования, связанные с изучением возможностей практического использования ультразвука, — это пример деятельности |
- прогностической
- социально-преобразовательной
- познавательной
- ценностно-ориентационной
|
|
A4
|
Верны ли следующие суждения о проявлениях природы человека?
А. Познание человеком мира — проявление исключительно социальной природы человека и никак не связано с природой биологической.
Б. Биопсихологические предпосылки развития социального в человеке обусловливают возможности его интеграции в мир общества. |
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
|
|
A5
|
Государство в рыночной экономике |
- берет на себя организацию производства большинства товаров и услуг
- осуществляет распределение экономических ресурсов
- устанавливает цены на производимые на предприятиях товары
- законодательно закрепляет многообразие форм собственности
|
|
A6
|
На фондовом рынке происходит |
- взаимодействие непосредственных производителей продукции
- купля-продажа ранее выпущенных активов
- оборот товаров сельскохозяйственного назначения
- покупка и продажа недвижимости
|
|
A7
|
Непосредственным негативным последствием инфляции может стать |
- ослабление конкуренции между предприятиями
- уменьшение ассортимента производимых товаров
- ослабление государственного регулирования экономики
- падение реальной стоимости личных сбережений
|
|
A8
|
На рисунке отражена ситуация на рынке бытовой химии: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р — цена товара, Q — величина предложения товара).
Это перемещение может быть вызвано прежде всего |
- слухами о вреде бытовой химии для здоровья
- наступлением сезона отпусков
- появлением аналогичных средств на основе природных компонентов
- сокращением издержек производства бытовой химии
|
|
A9
|
Верны ли следующие суждения о рыночном механизме регулирования экономики?
А. Рыночный механизм регулирования экономики существует в большинстве стран современного мира.
Б. Рыночное регулирование ведет к дифференциации товаропроизводителей. |
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
|
|
A10
|
В экономически развитых странах большую часть населения составляют(-ет) |
- крупные собственники
- средний класс
- «синие воротнички»
- интеллигенция
|
|
A11
|
Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен определенными социальными привилегиями. Это статус |
- чиновника
- аристократа
- финансиста
- предпринимателя
|
|
A12
|
Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?
А. Социальное неравенство возникло с переходом общества в индустриальную стадию развития.
Б. Социальное неравенство выражается в неодинаковом доступе социальных групп к общественным благам. |
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
|
|
A13
|
Важнейшей функцией политической власти в предвыборный период является |
- разработка единой идеологии
- формирование политической элиты
- укрепление организации
- увеличение собственного электората
|
|
A14
|
Основной смысл проведения предвыборной кампании состоит в том, чтобы |
- оказать поддержку кандидатам на выборные должности
- дать возможность избирателям познакомиться с программами претендентов
- активизировать политическую жизнь в стране
- помочь партиям накопить опыт политической борьбы
|
|
A15
|
В государстве М. действует конституция. Согласно ей законодательная и судебная власти подчинены исполнительной, во главе которой стоит президент. Опорой власти являются вооруженные силы страны, а также церковь. Какой политический режим существует в данном государстве? |
- демократический
- олигархический
- авторитарный
- тоталитарный
|
|
A16
|
Верны ли следующие суждения о политической системе?
А. Общественные организации не являются элементами политической системы.
Б. Ядром политической системы является государство. |
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
|
|
A17
|
Согласно законодательству РФ бесплатную судебную защиту адвокат обязан осуществлять по делам |
- о разводе
- несовершеннолетних
- о защите прав потребителей
- о защите чести
|
|
A18
|
В состав Правительства РФ входит правоохранительный орган |
- Арбитражный Суд
- Министерство внутренних дел
- Верховный Суд РФ
- Генеральная прокуратура РФ
|
|
A19
|
Гражданка Т. решила завладеть квартирой душевнобольного гражданина Г., который после смерти матери оказался без опеки. Гражданка Т. вошла в доверие к больному и вскоре они заключили брак. Обеспокоенные возможной судьбой гражданина Г. соседи по дому подали в суд. Статьи какого кодекса станут основой для рассмотрения дела в суде? |
- Уголовного
- Гражданского
- Семейного
- Административного
|
|
A20
|
Верны ли следующие суждения о трудовом договоре?
А. О расторжении трудового договора работник должен предупредить работодателя не позже чем за две недели.
Б. Одной из причин, по которой администрация может расторгнуть бессрочный договор, является несоответствие работника занимаемой должности. |
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
|
|
B1
|
Запишите слово, пропущенное в таблице.
|
|
B2
|
Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «государственный аппарат».
1) Система органов, 2) властные полномочия, 3) должностные лица, 4) представительная демократия, 5) суверенитет, 6) исполнительно-распорядительные органы, 7) органы охраны общественного порядка.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. |
|
B3
|
Установите соответствие между формами территориальногосударственного устройства и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА |
A) отсутствует единая налоговая система
Б) союз государств ориентирован на достижение преимущественно внешнеполитических целей
B) властные полномочия разделены между центром и субъектами
Г) на всей территории действует единственная конституция
Д) административно-территориальные образования не имеют своих законодательных органов
Е) существует верховенство союзного закона |
1) унитарное государство
2) конфедеративное государство
3) федеративное государство |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
|
B4
|
Найдите в приведенном списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира
2) возникли во второй половине прошлого века
3) отражают противоречие между потребностями людей и возможностями
4) вызваны нехваткой природных ресурсов
5) носят масштабный характер |
|
B5
|
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Правы те, кто считает, что причины недавнего финансового кризиса связаны с рискованной деятельностью отдельных банков. (Б) Сейчас большинство банков уже показывают хорошую статистику. (В) Многие по основным показателям даже превзошли докризисный уровень. (Г) Однако трудно рассчитывать на то, что из печального прошлого извлечены все уроки.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
|
|
B6
|
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ____ (А) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ____ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ____ (В). В-третьих, способствуют ____ (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают ____ (Д) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы ____(Е) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ____(Ж), например, уголовных или административных».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) санкция
2) группы
3) интеграция
4) идеал
5) контроль
6) эталон
7) правило
8) управление
9) стабильность
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
|
|
B7
|
Найдите в приведенном списке отличительные черты тоталитарного политического режима. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) взаимная ответственность государства и общества
2) монополия государства на средства массовой информации
3) общеобязательная идеология
4) централизованная система управления экономикой
5) власть подчинена контролю общества |
|
B8
|
Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) объекты деятельности
2) результаты деятельности
3) мотивы деятельности
4) цели деятельности
5) структура деятельности |
|
C1
|
Ст. 2. Средства массовой информации. Основные понятия...
Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;
под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (эфир) не реже одного раза в год;
под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программы, трансляция ра-дио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ...
Ст. 3. Недопустимость цензуры
Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей — не допускается.
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации — не допускается.
Из Закона РФ «О средствах массовой информации»
Что понимается в законе под средством массовой информации? Приведите пример печатного и электронного средства массовой информации.
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C2
|
Ст. 2. Средства массовой информации. Основные понятия...
Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;
под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (эфир) не реже одного раза в год;
под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программы, трансляция ра-дио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ...
Ст. 3. Недопустимость цензуры
Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей — не допускается.
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации — не допускается.
Из Закона РФ «О средствах массовой информации»
Как трактуется в законе понятие «цензура»? Укажите два признака.
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C3
|
Ст. 2. Средства массовой информации. Основные понятия...
Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;
под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (эфир) не реже одного раза в год;
под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программы, трансляция ра-дио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ...
Ст. 3. Недопустимость цензуры
Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей — не допускается.
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации — не допускается.
Из Закона РФ «О средствах массовой информации»
В Москве на протяжении ряда лет издается ежегодный поэтический альманах «Пегас», имеющий текущий номер и тираж 5 тыс. экземпляров. Можно ли это издание отнести к средствам массовой информации? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C4
|
Ст. 2. Средства массовой информации. Основные понятия...
Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;
под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (эфир) не реже одного раза в год;
под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программы, трансляция ра-дио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ...
Ст. 3. Недопустимость цензуры
Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей — не допускается.
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации — не допускается.
Из Закона РФ «О средствах массовой информации»
Закон запрещает цензуру в СМИ. В то же время опросы последних лет показали, что немалая часть населения в нашей стране приветствовала бы введение цензуры, особенно на телевидении. Опираясь на ваш собственный социальный опыт, знания из обществоведческого курса, выскажите предположение, что именно не хотели бы видеть зрители на телеэкранах (укажите две темы) и почему (укажите одну причину).
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C5
|
Назовите три признака президентской республики, отличающих ее от парламентской республики. |
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C6
|
С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию. |
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C7
|
Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности. |
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C8
|
Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Издержки в деятельности предприятий».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. |
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C9
|
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
C9.1 |
Философия |
«Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н. Пирогов). |
C9.2 |
Социальная психология |
«Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком» (Л. Фейербах). |
C9.3 |
Экономика |
«Торговля не разорила еще ни одного народа» (Б. Франклин). |
C9.4 |
Социология |
«Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд). |
C9.5 |
Политология |
«Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою» (И. Ильин). |
C9.6 |
Правоведение |
«Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю свою правовую и политическую систему» (Ж. Маритен). |
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|