Тип
|
Задание
|
A1
|
Кто из названных лиц был лидером «нестяжателеи?» в XVI в.? |
- Иосиф Волоцкии?
- патриарх Никон
- Сергии? Радонежскии?
- Нил Сорскии?
|
|
A2
|
Какое из названных событии? произошло раньше других? |
- поход Святослава в Хазарию
- поход Олега на Византию
- принятие христианства на Руси
- убии?ство князя Игоря древлянами
|
|
A3
|
Что из названного было однои? из причин Смуты конца XVI — начала XVII в.? |
- династическии? кризис
- отмена урочных лет
- введение медных денег
- введение рекрутчины
|
|
A4
|
Что из перечисленного относится к достижениям культуры России XVI в,? |
- творения иконописца Андрея Рублева
- возведение храма Покрова на Нерли
- начало книгопечатания
- творение зодчего Василия Баженова
|
|
A5
|
Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии идет речь.
«В лето 1547 г. Когда же вошел князь великии? Иван Васильевич всея Руси в Соборную церковь, митрополит со всем Освященным собором начал молебен... И после молитвы велел митрополит принести с налоя бармы, и знаменовал митрополит великого князя Ивана Васильевича крестом и возложил на него бармы и шапку. И сел царь на своем стуле, а митрополит на своем... И взошел на амвон архидиакон и про говорил велегласно многолетие царю Ивану Васильевичу Русскому. И по многолетии митрополит Макарии? здравствовал великого князя... И поклонился царю митрополит».
|
- об учреждении опричнины
- о венчании на царствование
- о созыве Стоглавого собора
- о созыве первого Земского собора
|
|
A6
|
Кто из названных лиц возглавил восстание в 1707-1708 гг.? |
- Степан Разин
- Емельян Пугачев
- Кондратии? Булавин
- Иван Болотников
|
|
A7
|
Что из названного относится к царствованию Александра I? |
- издание указа «о вольных хлебопашцах»
- издание указа «об обязанных крестьянах»
- реформа управления государственных крестьян П.Д. Киселева
- создание Верховного таи?ного совета
|
|
A8
|
Что из названного послужило предлогом для объявления Турциеи? вои?ны России в 1853 г.? |
- отказ русского царя предоставить мусульманам равные с православными права на территории России?скои? империи
- введение русских вои?ск на территорию Молдавии и Валахии
- занятие русским флотом проливов Босфора и Дарданелл
- захват Константинополя
|
|
A9
|
Прочтите отрывок из речи одного из монархов во время его пребывания в Польше в 1835 г. и назовите его имя.
«Вам предстоит, господа, выбор между двумя путями: или упорствовать в мечтах о независимои? Польше, или жить спокои?но и верно подданным под моим правлением. Если вы будете упрямо лелеять мечту отдельнои? национальности, независимои? Польши и все эти химеры, вы только накликните на себя большие несчастья. По повелению моему воздвигнута здесь цитадель (Александровская крепость), и я вам объявляю, что при малеи?шем возмущении я прикажу разгромить ваш город, я разрушу Варшаву и уж, конечно, не я отстрою ее снова».
|
- Александр I
- Александр III
- Николаи? I
- Павел I
|
|
A10
|
Историческая батальная живопись была представлена в творчестве художников XIX в. |
- И.И. Левитана, А.К. Саврасова
- И.И. Шишкина, И.Н. Крамского
- В.И. Сурикова, В.М. Васнецова
- В.А. Серова, О.А. Кипренского
|
|
A11
|
Что было однои? из причин аграрного кризиса в России второи? половины XIX в.? |
- массовыи? выход крестьян из общины с наделами
- малые размеры наделов, полученные крестьянами в результате реформы 1861 г.
- национализация всех помещичьих земель
- отсутствие спроса на зерно заграницеи?
|
|
A12
|
Прочтите отрывок из договора и определите имя россии?ского им ператора, от имени которого он был заключен.
«Ст. 1. Его величество император всероссии?скии? Сим обязуется уступить Соединенным Штатам ... всю территорию с верховным на оную правом, владеемую ныне его величеством на Американском материке, а также прилегающие к неи? острова.
Ст. 6. На основании вышеустановленнои? уступки, Соединенные Штаты обязываются заплатить ... дипломатическому представителю или иному е.в. имп. всероссии?ским надлежаще уполномоченному лицу семь миллионов двести тысяч долларов золотою монетою...»
|
- Николаи? I
- Александр II
- Александр III
- Николаи?II
|
|
A13
|
Из перечисленных исторических лиц скульптором был |
- М.М. Антокольскии?
- И.Е. Репин
- Ф.И. Шаляпин
- М.П. Мусоргскии?
|
|
A14
|
Термин «социализация земли» содержался в 1917 г. в программных требованиях партии |
- кадетов
- октябристов
- «Союза русского народа»
- эсеров
|
|
A15
|
Последствием начала Гражданскои? вои?ны стал(о) |
- переход большевиков к политике «военного коммунизма»
- восстановление большевиками и меньшевиками единои? РСДРП
- отказ большевиков от участия в выборах в Учредительное собрание
- соглашение всех антибольшевистских сил о необходимости восстановления монархии в России
|
|
A16
|
Операция по контрнаступлению советских вои?ск под Сталингра дом получила название |
- «Сатурн»
- «Уран»
- «Цитадель»
- «Таи?фун»
|
|
A17
|
Прочтите отрывок из документа и определите, о каком сражении в нем идет речь.
«Это ... немецкое наступление не застало наши вои?ска врасплох. Они были готовы не только к отражению наступления немцев, но и к нанесению мощных контрударов. ... В ожесточенных боях наши вои?ска измотали и обескровили отборные дивизии немцев и последующими решительными контрударами не только отбросили врага и полностью восстановили положение, занимавшееся ими до 5 июля, но и прорвали оборону противника, продвинувшись в сторону Орла от 15 до 25 км».
|
- Смоленское сражение
- битва за Киев
- Курская битва
- форсирование Днепра
|
|
A18
|
Какое из названных событии? произошло в период с 1975 по 1980 гг.? |
- избрание Ю.В. Андропова на пост Генерального секретаря ЦК КПСС
- начало политики «ускорения»
- принятие новои? четвертои? советскои? Конституции
- первыи? выход советских космонавтов в открытыи? космос
|
|
A19
|
Что из названного стало одним из последствии? противоречии? по вопросу о путях экономического развития СССР? |
- избран путь приоритетного развития предприятии?, выпускавших товары народного потребления
- утверждена программа перевода госпредприятии? на хозрасчет
- часть крупных предприятии? передана в аренду (концессию) иностранным предпринимателям
- проведены репрессии против ряда ученых-экономистов, высказывавших взгляды, отличные от взглядов И,В. Сталина
|
|
A20
|
Как называется художественныи? метод, утвердившии?ся в советском искусстве в 1930-е гг., которыи? требовал изображать деи?ствительность не такои?, какова она есть, а такои?, какои? она должна быть с точки зрения интересов борьбы рабочего класса? |
- критическии? реализм
- революционныи? конструктивизм
- пролетарскии? авангардизм
- социалистическии? реализм
|
|
A21
|
Одним из проявлении? социальных трансформации? в России 1990-х гг. стал(о) |
- рост численности населения страны
- резкое социальное расслоение между бедными и богатыми
- сокращение притока мигрантов
- рост числа работников бюджетнои? сферы
|
|
B1
|
Расположите в хронологическои? последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильнои? последовательности.
1) церковныи? раскол
2) реформы Петра I
3) пугачевскии? бунт
4) Смута
5) дворцовые перевороты |
|
B2
|
Какие три исторических деятеля из перечисленных относятся к сподвижникам Петра I? Запишите номера, под которыми они указаны.
1) Я. Брюс
2) А. Меншиков
3) А. Орлов
4) Г. Державин
5) Г. Потемкин
6) Ф. Лефорт |
|
B3
|
Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями: к каждои? позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ТЕРМИНЫ |
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
А) детинец
Б) тризна
В) секуляризация
Г) «семибоярщина» |
1) правительство России, образо ванное после свержения В. Шуи?ского
2) укрепление внутри города вокруг княжеского дворца
3) языческии? обряд, посвященныи? поминовению
4) круг соратников Ивана IV
5) обращение церковнои? собственности в светскую |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г
|
|
B4
|
Кто из перечисленных общественных деятелеи? были идеологами революционного народничества? Запишите в таблицу соответствующие цифры.
1) П.Н. Ткачев
2) Н.М. Муравьев
3) М.А. Бакунин
4) В.И. Ульянов
5) П.Л. Лавров
6) П.И. Пестель |
|
B5
|
Установите соответствие между именами деятелеи? науки XIX в. и областью знании?, к ним относящеи?ся: к каждои? позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ |
ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ |
А) Г.И. Невельскии?
Б) И.И. Мечников
В) Н.И. Пирогов
Г) Н.И. Лобачевскии? |
1) географические исследования
2) медицинские исследования
3) проблемы органическои? химии
4) неевклидова геометрия
5) изучение иммунитета |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г
|
|
B6
|
Расположите в хронологическои? последовательности термины, понятия, связанные с внешнеи? политикои?, международным положением нашеи? страны. Запишите цифры, которыми обозначены тер мины, понятия, в правильнои? последовательности.
1) «холодная вои?на»
2) Антанта
3) «полоса дипломатического признания СССР»
4) ленд-лиз
5) СНГ |
|
B7
|
Какие три из названных событии? относятся к 1953-1957 гг.? Запишите в таблицу соответствующие цифры.
1) запуск первого советского спутника Земли
2) арест и казнь Л.П. Берии
3) разгром «антипартии?нои? группы» Маленкова—Молотова—Кагановича
4) отставка Н.С. Хрущева
5) испытание первого советского ядерного устрои?ства
6) ввод советских вои?ск в Чехословакию для подавления «пражскои? весны» |
|
B8
|
Установите соответствие между экономическими реформами второи? половины XX в. и фамилиями руководителеи?, в годы правления которых эти реформы были осуществлены: к каждои? позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ |
ФАМИЛИИ РУКОВОДИТЕЛЕИ? |
А) ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов
Б) разрешение индивидуальнои? трудовои? деятельности, поощрение развития кооперации
В) приватизация крупных государственных предприятии?
Г) начало разработки пятилетних планов развития народного хозяи?ства |
1) Л.И. Брежнев 2) М.С, Горбачев
3) И.В. Сталин
4) Б.Н. Ельцин
5) Н.С. Хрущев |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г
|
|
B9
|
Прочтите отрывок из документа и напишите сокращенное название комиссии, задачи которои? в нем переданы.
«Задачи комиссии:
1) пресечение и ликвидация всех контрреволюционных и саботажнических попыток и деи?ствии? по всеи? России, со стороны кого бы они ни исходили;
2) предание суду военно-революционного трибунала всех саботаж ников и контрреволюционеров и выработка мер борьбы с ними».
|
|
B10
|
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют период новои? экономическои? политики.
Концессия, аренда, червонец, биржа труда, денационализация, продразверстка.
Наи?дите и запишите термин, которыи? не относится к характеристикам нэпа. |
|
B11
|
Напишите пропущенное слово.
Одно из направлении? в литературе и искусстве XVIII в., отличающееся обращением к античному наследию как образцу, называется ______. |
|
B12
|
Заполните пустые ячеи?ки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждои? ячеи?ки, обозначеннои? буквами, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:
1) 1917 г.
2) 1922 г.
3) 1956 г.
4) Г.В. Чичерин
5) Н.С. Хрущев
6) П.Н. Милюков
7) ввод советских вои?ск в Афганистан
8) заключение Брестского мира
9) Тегеранская конференция
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д Е |
|
C1
|
Из записки председателя КГБ Ю.В. Андропова в ЦК КПСС «Совершенно секретно.
Среди научнои?, техническои? и части творческои? интеллигенции распространяются документы, в которых проповедуются различные теории «демократического социализма». Согласно схеме однои? из таких теории? «демократического социализма», автором которои? является академик САХАРОВ, эволюционныи? путь внутриполитического развития СССР должен неизбежно привести к созданию в стране «истинно демократическои? системы». Математики и экономисты должны в связи с этим заблаговременно разработать ее модель с тем, чтобы она являлась синтезом положительного в существующих ныне общественно-политических системах.
В ряде проектов «демократизации» СССР предусматривается «ограничение или ликвидация монопольнои? власти КПСС, создание в стране лояльнои? социализму оппозиции». Их авторы и распространители, считая, что нынешнии? уровень развития социалистическои? демократии дает право на существование оппозиционных воззрении?, требу ют предоставления легальных возможностеи? для выражения несогласия с официальным курсом. Уголовное законодательство, карающее за антисоветскую агитацию и пропаганду или распространение заведомо ложных измышлении?, порочащих советскии? государственныи? и общественныи? строи?, они объявляют на этои? основе антиконституционным.
На базе изготовления и распространения «самиздатовскои?» литературы происходит определенная консолидация единомышленников, наглядно прослеживаются попытки создания подобия оппозиции.
Из оппозиционно настроенных элементов сформировалось политическое ядро, именуемое «демократическим движением», которое, по их оценке, обладает тремя признаками оппозиции: «имеет руководителеи?, активистов и опирается на значительное число сочувствующих, не принимая четкои? формы организации, ставит себе определенные цели и избирает определенную тактику, добивается легальности».
Основные задачи «движения» включают в себя «демократизацию страны путем выработки в людях демократических и научных убеждении?, сопротивление сталинизму, самозащиту от репрессии?, борьбу с экстремизмом любого толка».
Какое общее название получило движение, о котором говорится в документе? В какое десятилетие оно возникло? Кто был руководителем СССР в этот период?
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C2
|
Из записки председателя КГБ Ю.В. Андропова в ЦК КПСС «Совершенно секретно.
Среди научнои?, техническои? и части творческои? интеллигенции распространяются документы, в которых проповедуются различные теории «демократического социализма». Согласно схеме однои? из таких теории? «демократического социализма», автором которои? является академик САХАРОВ, эволюционныи? путь внутриполитического развития СССР должен неизбежно привести к созданию в стране «истинно демократическои? системы». Математики и экономисты должны в связи с этим заблаговременно разработать ее модель с тем, чтобы она являлась синтезом положительного в существующих ныне общественно-политических системах.
В ряде проектов «демократизации» СССР предусматривается «ограничение или ликвидация монопольнои? власти КПСС, создание в стране лояльнои? социализму оппозиции». Их авторы и распространители, считая, что нынешнии? уровень развития социалистическои? демократии дает право на существование оппозиционных воззрении?, требу ют предоставления легальных возможностеи? для выражения несогласия с официальным курсом. Уголовное законодательство, карающее за антисоветскую агитацию и пропаганду или распространение заведомо ложных измышлении?, порочащих советскии? государственныи? и общественныи? строи?, они объявляют на этои? основе антиконституционным.
На базе изготовления и распространения «самиздатовскои?» литературы происходит определенная консолидация единомышленников, наглядно прослеживаются попытки создания подобия оппозиции.
Из оппозиционно настроенных элементов сформировалось политическое ядро, именуемое «демократическим движением», которое, по их оценке, обладает тремя признаками оппозиции: «имеет руководителеи?, активистов и опирается на значительное число сочувствующих, не принимая четкои? формы организации, ставит себе определенные цели и избирает определенную тактику, добивается легальности».
Основные задачи «движения» включают в себя «демократизацию страны путем выработки в людях демократических и научных убеждении?, сопротивление сталинизму, самозащиту от репрессии?, борьбу с экстремизмом любого толка».
На основе текста и знании? по истории укажите не менее трех общих целеи?, которые ставили перед собои? представители описанного в тексте движения (большинство представителеи?).
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C3
|
Из записки председателя КГБ Ю.В. Андропова в ЦК КПСС «Совершенно секретно.
Среди научнои?, техническои? и части творческои? интеллигенции распространяются документы, в которых проповедуются различные теории «демократического социализма». Согласно схеме однои? из таких теории? «демократического социализма», автором которои? является академик САХАРОВ, эволюционныи? путь внутриполитического развития СССР должен неизбежно привести к созданию в стране «истинно демократическои? системы». Математики и экономисты должны в связи с этим заблаговременно разработать ее модель с тем, чтобы она являлась синтезом положительного в существующих ныне общественно-политических системах.
В ряде проектов «демократизации» СССР предусматривается «ограничение или ликвидация монопольнои? власти КПСС, создание в стране лояльнои? социализму оппозиции». Их авторы и распространители, считая, что нынешнии? уровень развития социалистическои? демократии дает право на существование оппозиционных воззрении?, требу ют предоставления легальных возможностеи? для выражения несогласия с официальным курсом. Уголовное законодательство, карающее за антисоветскую агитацию и пропаганду или распространение заведомо ложных измышлении?, порочащих советскии? государственныи? и общественныи? строи?, они объявляют на этои? основе антиконституционным.
На базе изготовления и распространения «самиздатовскои?» литературы происходит определенная консолидация единомышленников, наглядно прослеживаются попытки создания подобия оппозиции.
Из оппозиционно настроенных элементов сформировалось политическое ядро, именуемое «демократическим движением», которое, по их оценке, обладает тремя признаками оппозиции: «имеет руководителеи?, активистов и опирается на значительное число сочувствующих, не принимая четкои? формы организации, ставит себе определенные цели и избирает определенную тактику, добивается легальности».
Основные задачи «движения» включают в себя «демократизацию страны путем выработки в людях демократических и научных убеждении?, сопротивление сталинизму, самозащиту от репрессии?, борьбу с экстремизмом любого толка».
На основе текста и знании? по истории укажите не менее трех средств, которые использовала власть в борьбе с данным движением.
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C4
|
Долгое время местничество играло важную роль в политическои? жизни Русского государства. Но в 1682 г. при царе Федоре Алексеевиче местничество было отменено.
Приведите три объяснения этои? реформы. |
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C5
|
Ниже приведены две точки зрения на характер политики импера тора Александра III:
1. Г.В. Плеханов писал об эпохе 1880-х — начале 1890-х годов: «Целых тринадцать лет Александр III сеял ветер. Его наследнику предстоит сделать все, чтобы буря не разразилась».
2. Политика Александра III была направлена на стабилизацию общества, укрепление России?ского государства, она опиралась на исторические традиции. И хотя акцент был сделан на ограничение реформ 60-70-х годов, проводились и либеральные мероприятия. Он вошел в историю как царь-миротворец, так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительнои?. Приведите не менее трех фактов, положении?, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. |
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C6
|
Напишите историческии? портрет Е.Т. Гаи?дара.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и даи?те их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности. |
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|