Тип
|
Задание
|
A1
|
Какое из названных событии? произошло позже других? |
- поход Ивана III на Новгород Великии?
- введение опричнины
- присоединение к Москве Рязанского княжества
- учреждение в России патриаршества
|
|
A2
|
К какому веку относится первое упоминание о Москве? |
- X в.
- XII в.
- XIV в.
- XV в.
|
|
A3
|
Чем закончился поход хана Батыя на Новгород Великии?? |
- возвращением монгольского вои?ска и спасением Новгорода от погрома
- разгромом Великого Новгорода и Пскова
- включением Новгородскои? земли в состав Золотои? Орды
- ликвидациеи? новгородского веча
|
|
A4
|
Какое из названных литературных произведении? ХI-ХII вв., относилось к былинному эпосу? |
- «Повесть временных лет»
- «Слово о Законе и Благодати»
- «Слово о полку Игореве»
- «Поучение детям»
|
|
A5
|
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя князя, о котором идет речь.
«Как пишет летописец, он был хромоног, но ум у него был добрыи?, и на рати был он храбр, прибавлена еще замечательная черта, что он был христианином и сам книги читал. Последнее обстоятельство было чрезвычаи?но важно для преемника Владимирова. Поэтому, разумеется, в его княжение христианство и грамотность должны были распространяться.. .»
|
- Святослав
- Владимир Мономах
- Ярослав Мудрыи?
- Андреи? Боголюбскии?
|
|
A6
|
Первым императором на россии?ском троне был |
- Алексеи? Михаи?лович
- Пе?тр I
- Павел I
- Александр I
|
|
A7
|
Кто из названных государственных деятелеи? XIX в. был военным министром, отвечал за устрои?ство военных поселении?? |
- М.М. Сперанскии?
- А.А. Аракчеев
- А.Х. Бенкендорф
- С.С. Уваров
|
|
A8
|
Отходниками называли |
- крестьян, переселившихся в другое село
- людеи?, по какои?-либо причине выпавших из крестьянского сословия
- крестьян, ушедших на временные заработки в город
- горожан, нанимавшихся на сезонные работы в деревне
|
|
A9
|
Прочтите отрывок из сочинения историка Н.И. Павленко и ука жите, о чьем воцарении идет речь в документе.
«...отличительная черта переворота состояла в его антинемецкои? направленности... Имя ... становилось символом русского начала и восстановления величия России, частично утраченного после Петра Вели кого. Переворот положил конец немецкому засилью и вызвал ликование, выплеснувшееся далеко за пределы гвардеи?ских казарм.
... особенность заговора заключалась также в активном участии в нем иностранных государств, заинтересованных в смене ориентации внешнеи? политики России. В свержении Брауншвеи?гскои? фамилии были прямо заинтересованы Швеция и Франция...»
|
- Екатерины I
- Елизаветы Петровны
- Анны Иоанновны
- Екатерины II
|
|
A10
|
Кто из перечисленных исторических лиц был крупным предпринимателем, владельцем ряда текстильных предприятии? в Центральнои? России? |
- С.Т. Морозов
- И.Д. Делянов
- В.А. Серов
- П.Н. Милюков
|
|
A11
|
Что из названного было результатом судебнои? реформы 1864 г.? |
- установлена гласность суда
- помещики приобрели право суда над крестьянами
- ограничена состязательность судебного процесса
- присяжным заседателям передали функции адвокатов
|
|
A12
|
Прочтите отрывок из работы В.Г. Чернухи и определите, какое время в нем описывается.
«Вся Россия находилась в состоянии недовольства и ожидания. Расходы на вои?ну привели к дефицитному бюджету, лишавшему правительство свободы финансового маневра. Вои?на и не развивавшаяся далее аграрная реформа ухудшили положение в деревне. Нищее россии?ское крестьянство, не видевшее в массе возможности своими силами решить проблему малоземелья, начинает питать иллюзии относительно расширения своего надела за счет господского. Так возникают слухи о «черном переделе» — даровом получении земли, грозящие опасностью массового взрыва. Народовольцы, не имея нормальных политических средств борьбы, отчаявшись, переходят к террористическим деи?ствиям».
|
- конец 1850-х — начало 1860-х гг.
- конец 1870-х — начало 1880-х гг.
- конец 1880-х — начало 1890-х гг.
- конец 1890-х — начало 1900-х гг.
|
|
A13
|
Из перечисленных исторических лиц композитором был |
- М.М. Антокольскии?
- И.Е. Репин
- В.О. Шервуд
- М.П. Мусоргскии?
|
|
A14
|
Во главе первого советского правительства стоял |
- И.В. Сталин
- В.И. Ленин
- Ф.Э. Дзержинскии?
- М.И. Калинин
|
|
A15
|
К последствиям введения нэпа относится |
- развитие мелкои? промышленности и торговли
- установление всеобщеи? трудовои? повинности
- форсированное развитие тяжелои? промышленности
- приватизация железнодорожного транспорта
|
|
A16
|
Воины дивизии генерала И.В. Панфилова прославились после подвига, совершенного в битве |
- под Смоленском
- под Курском
- под Сталинградом
- под Москвои?
|
|
A17
|
Прочтите отрывок из советского военного донесения и определите, как звали немецкого военачальника, упоминаемого в нем.
«С утра 31/1-43 генерал-фельдмаршал ... находился в доме исполкома (центральная часть Сталинграда) с членами своего штаба и сильнои? охранои?. В ходе боя здание было окружено подразделениями 38-и? мотострелковои?... Во время переговоров генералфельдмаршалу ... было предъявлено требование — дать приказ вои?скам севернои? группировки о прекращении сопротивления».
|
- Манштеи?н
- Кеи?тель
- Роммель
- Паулюс
|
|
A18
|
М.С. Горбачев стал генеральным секретарем ЦК КПСС в |
- 1982 г.
- 1983 г.
- 1985 г.
- 1987 г.
|
|
A19
|
Что из названного относится к причинам кризиса советскои? экономики, проявившегося в годы «застоя»? |
- низкие цены на нефть в мире во второи? половине 1970-х гг.
- слабая заинтересованность работников в результатах своего труда
- недостаток природных ресурсов для нужд растущеи? промышленности
- зависимость советскои? промышленности от иностранных капиталовложении?
|
|
A20
|
К политике советского правительства в сфере культуры в 1930-е гг. относилось |
- поощрение авангардного направления в искусстве
- активное развитие культурных связеи? с западными странами
- установление идеологического контроля над искусством и ли тературои?
- массовое закрытие театров и библиотек
|
|
A21
|
К политическои? линии В.В. Путина, провозглашеннои? в начале его президентства, относится |
- курс на ускорение
- расширение полномочии? местных законодательных органов
- укрепление «вертикали власти»
- развитие многопартии?ности в РФ через увеличение числа общероссии?ских партии?
|
|
B1
|
Расположите в хронологическои? последовательности события ХVI-ХIХ вв. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильнои? последовательности.
1) издание указа о «вольных хлебопашцах»
2) введение труда посессионных крестьян
3) отмена крепостного права в России
4) перевод Александром III крестьян на обязательныи? выкуп
5) введение «урочных лет» |
|
B2
|
Кто из названных деятелеи? культуры XVIII в. были литераторами? Запишите номера, под которыми они указаны.
1) В.К. Тредиаковскии?
2) Ф.Г. Волков
3) Г.Р. Державин
4) Д.И. Фонвизин
5) И.П. Аргунов
6) Ф.И. Шубин |
|
B3
|
Установите соответствие между понятиями, терминами и их определениями: к каждои? позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ |
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
А) урочные лета
Б) Соборное уложение
В) Переяславская рада
Г) раскол |
1) совет, принявшии? решение о переходе Украины в россии?ское подданство
2) разделение православных верующих вследствие реформ Никона
3) срок сыска беглых крестьян
4) свод россии?ских законов
5) форма самоуправления |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г
|
|
B4
|
Какие три положения из перечисленных ниже относятся к программным положениям Союза 17 октября? Обведите соответствующие цифры и запишите их
1) единая и неделимая Россия
2) диктатура пролетариата
3) 8-часовои? рабочии? день
4) политика протекционизма для защиты интересов отечественнои? промышленности
5) сохранение монархического правления
6) национализация земли |
|
B5
|
Установите соответствие между именами деятелеи? культуры и их произведениями: к каждои? позиции первого столбца подберите со ответствующую позицию второго столбца.
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
А) О.А. Кипренскии?
Б) К.А. Тон
В) М.О. Микешин
Г) К.П. Брюллов |
1) «Последнии? день Помпеи»
2) портрет А.С. Пушкина
3) храм Христа Спасителя в Москве
4) памятник «Тысячелетие России»
5) памятник Минину и Пожарскому на Краснои? Площади в Москве |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г
|
|
B6
|
Расположите в хронологическои? последовательности события советскои? экономическои? истории 1921-1985 гг. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильнои? последовательности.
1) строительство Волжского автомобильного завода
2) переход к новои? экономическои? политике (нэпу)
3) ввод в эксплуатацию Сталинградского тракторного завода
4) принятие первого пятилетнего плана развития народного хозяи?ства СССР
5) денежная реформа, введение свободно конвертируемого золотого червонца |
|
B7
|
Какие три из названных событии? относятся к первому послевоен ному десятилетию? Запишите соответствующие цифры.
1) проведение XXI съезда КПСС
2) первое испытание советского ядерного устрои?ства
3) разгром журналов «Звезда» и «Ленинград»
4) публикация повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
5) преобразование наркоматов в министерства
6) создание совнархозов |
|
B8
|
Установите соответствие между политическои? деятельностью и фамилиями государственных и партии?ных деятелеи?, которым принадлежали данные политические деи?ствия: к каждои? позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ПАРТИИ?НЫЕ
ДЕЯТЕЛИ |
А) руководство Военно-революционным комитетом в октябре 1917 г. и Реввоенсоветом в годы Гражданскои? вои?ны
Б) выдвижение плана «автономизации» при обсуждении принципов объединения советских республик в 1922 г.
В) выступление в начале 1918 г. против подписания мира с Германиеи? и призыв превратить вои?ну с неи? в революционную вои?ну против мирового капитализма
Г) руководство наркоматом иностранных дел в 1930-е гг., разработка плана создания системы коллективнои? безопасности |
1) И.В. Сталин
2) М.М. Литвинов
3) Л.Д. Троцкии?
4) М.И. Калинин
5) Н.И. Бухарин |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г
|
|
B9
|
Прочтите отрывок из книги советского руководителя и напишите название описанного в нем периода в отечественнои? истории.
«...Много сеи?час непривычного в нашеи? стране: скажем, выборы руководителеи? предприятии? и учреждении?; многомандатные округа по выборам в Советы; совместные с иностранными фирмами предприятия; самофинансирование заводов и фабрик, совхозов, колхозов; снятие ограничении? с подсобных хозяи?ств..; расширение кооперативнои? деятельности; поощрение индивидуальнои? трудовои? деятельности...».
|
|
B10
|
Ниже приведен ряд имен. Все они, кроме одного, связаны с русско-турецкими вои?нами второи? половины XVIII в.
Румянцев, Нахимов, Потемкин, Ушаков, Суворов, Спиридов.
Наи?дите и напишите имя, не связанное с этими событиями. |
|
B11
|
Напишите в именительном падеже пропущенное понятие (термин). Применявшаяся в годы нэпа сдача иностранным предпринимателям в эксплуатацию на определе?нных условиях природных богатств, предприятии? и других хозяи?ственных объектов, принадлежащих государству, называется _______. |
|
B12
|
Заполните пустые ячеи?ки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждои? ячеи?ки, обозначеннои? буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) Матвеи? Казаков
2) Петропавловскии? собор
3) Софии?скии? собор
4) Успенскии? собор
5) храм Василия Блаженного
6) Архангельскии? собор
7) Москва
8) В. Растрелли
9) Санкт-Петербург
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д Е |
|
C1
|
Из Извещения от Исполнительного комитета об убии?стве Александра II
«Сегодня, 1 марта 1881 г., согласно постановлению Исполнительного комитета от 26 августа 1879 г., приведена в исполнение казнь Александра II двумя агентами Исполнительного комитета. Имена этих мужественных исполнителеи? революционного правосудия Исполнительныи? комитет пока не считает возможным опубликовать. Два года усилии? и тяжелых жертв увенчались успехом. Отныне вся Россия может убедиться, что настои?чивое и упорное ведение борьбы способно сломить даже вековои? деспотизм Романовых.
Исполнительныи? комитет считает необходимым снова напомнить во всеуслышание, что он неоднократно предостерегал ныне умершего тирана, неоднократно увещевал его покончить свое человекоубии?ственное самоуправство и возвратить России ее естественные права. Всем известно, что тиран не обратил внимания на все предостережения, продолжая прежнюю политику.
Обращаемся к вновь воцарившемуся Александру III с напоминанием, что историческая справедливость существует и для него, как для всех. Россия, истомленная голодом, измученная самоуправством администрации, постоянно теряющая силы сынов своих на виселицах, на каторге, в ссылках, в томительном бездеи?ствии, вынужденном существующим режимом, — Россия не может жить так далее. Она требует простора, она должна возродиться согласно своим потребностям, своим желаниям, своеи? воле. Напоминаем Александру III, что всякии? насилователь воли народа есть народныи? враг... и тиран. Смерть Александра II показала, какого возмездия достои?на такая роль.
Исполнительныи? комитет обращается к мужеству и патриотизму русских граждан с просьбои? о поддержке, если Александр III вынудит революционеров вести борьбу с ним. Только широкая энергичная само деятельность народа, только активная борьба всех честных граждан против деспотизма может вывести Россию на путь свободного и само стоятельного развития».
О каком направлении общественного движения России идет речь в документе? Как называлась организация, подготовившая убии?ство Александра II? Назовите не менее двух имен руководителеи? организации.
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C2
|
Из Извещения от Исполнительного комитета об убии?стве Александра II
«Сегодня, 1 марта 1881 г., согласно постановлению Исполнительного комитета от 26 августа 1879 г., приведена в исполнение казнь Александра II двумя агентами Исполнительного комитета. Имена этих мужественных исполнителеи? революционного правосудия Исполнительныи? комитет пока не считает возможным опубликовать. Два года усилии? и тяжелых жертв увенчались успехом. Отныне вся Россия может убедиться, что настои?чивое и упорное ведение борьбы способно сломить даже вековои? деспотизм Романовых.
Исполнительныи? комитет считает необходимым снова напомнить во всеуслышание, что он неоднократно предостерегал ныне умершего тирана, неоднократно увещевал его покончить свое человекоубии?ственное самоуправство и возвратить России ее естественные права. Всем известно, что тиран не обратил внимания на все предостережения, продолжая прежнюю политику.
Обращаемся к вновь воцарившемуся Александру III с напоминанием, что историческая справедливость существует и для него, как для всех. Россия, истомленная голодом, измученная самоуправством администрации, постоянно теряющая силы сынов своих на виселицах, на каторге, в ссылках, в томительном бездеи?ствии, вынужденном существующим режимом, — Россия не может жить так далее. Она требует простора, она должна возродиться согласно своим потребностям, своим желаниям, своеи? воле. Напоминаем Александру III, что всякии? насилователь воли народа есть народныи? враг... и тиран. Смерть Александра II показала, какого возмездия достои?на такая роль.
Исполнительныи? комитет обращается к мужеству и патриотизму русских граждан с просьбои? о поддержке, если Александр III вынудит революционеров вести борьбу с ним. Только широкая энергичная само деятельность народа, только активная борьба всех честных граждан против деспотизма может вывести Россию на путь свободного и само стоятельного развития».
Какие цели преследовали террористы, готовя покушение на царя? В чем они обвиняли Александра II и в чем суть их требовании? к Александру III? Укажите в общеи? сложности не менее трех положении?.
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C3
|
Из Извещения от Исполнительного комитета об убии?стве Александра II
«Сегодня, 1 марта 1881 г., согласно постановлению Исполнительного комитета от 26 августа 1879 г., приведена в исполнение казнь Александра II двумя агентами Исполнительного комитета. Имена этих мужественных исполнителеи? революционного правосудия Исполнительныи? комитет пока не считает возможным опубликовать. Два года усилии? и тяжелых жертв увенчались успехом. Отныне вся Россия может убедиться, что настои?чивое и упорное ведение борьбы способно сломить даже вековои? деспотизм Романовых.
Исполнительныи? комитет считает необходимым снова напомнить во всеуслышание, что он неоднократно предостерегал ныне умершего тирана, неоднократно увещевал его покончить свое человекоубии?ственное самоуправство и возвратить России ее естественные права. Всем известно, что тиран не обратил внимания на все предостережения, продолжая прежнюю политику.
Обращаемся к вновь воцарившемуся Александру III с напоминанием, что историческая справедливость существует и для него, как для всех. Россия, истомленная голодом, измученная самоуправством администрации, постоянно теряющая силы сынов своих на виселицах, на каторге, в ссылках, в томительном бездеи?ствии, вынужденном существующим режимом, — Россия не может жить так далее. Она требует простора, она должна возродиться согласно своим потребностям, своим желаниям, своеи? воле. Напоминаем Александру III, что всякии? насилователь воли народа есть народныи? враг... и тиран. Смерть Александра II показала, какого возмездия достои?на такая роль.
Исполнительныи? комитет обращается к мужеству и патриотизму русских граждан с просьбои? о поддержке, если Александр III вынудит революционеров вести борьбу с ним. Только широкая энергичная само деятельность народа, только активная борьба всех честных граждан против деспотизма может вывести Россию на путь свободного и само стоятельного развития».
Используя знания по истории, отметьте, добились ли организаторы этим убии?ством своих целеи?? Какова была судьба организации и ее лидеров? Укажите не менее трех положении?.
|
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C4
|
После смерти в 1538 г. жены великого князя Василия III Глин скои? началась борьба боярских группировок за власть. Почему в России установилось «боярское правление»? Назовите не менее трех причин. |
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C5
|
Ниже приведены две из существующих точек зрения на возможные пути развития СССР после окончания Великои? Отечественнои? вои?ны:
1. СССР мог развиваться по демократическому пути, реальнои? была возможность ликвидации авторитарного режима уже в 1940-х гг. 2. После вои?ны позиции авторитарного режима в СССР только укрепились, демократизация сталинскои? системы была невозможна.
Какая из точек зрения представляется вам более предпочтительнои?? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную вами точку зрения. |
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|
C6
|
Напишите историческии? портрет П.А. Столыпина.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и даи?те их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности. |
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям |
|